Журнал "Национальные проекты", 1-2 (44-45)
Повышение качества регулирования медицинской деятельности требует активного участия организованного профессионального сообщества в установлении стандартов деятельности и обеспечении их исполнения. Дальнейшее совершенствование публичного регулирования в данном секторе экономики связано с использованием потенциала саморегулирования, которое является наиболее перспективной формой институционализации общественной инициативы в области закрепления правил профессиональной медицинской деятельности, обеспечения их неукоснительного выполнения и наложения санкций на нарушителей. Это, помимо прочего, предполагает создание специализированного гаранта исполнения правил.
В России проблема координации экономических агентов традиционно находится в зоне ответственности государства. Но при определенных условиях несовершенства рынка куда эффективнее устраняются силами самих его участников. Это может быть сопряжено с меньшими издержками, частными и общественными. И если в итоге достигается цель регулирующего воздействия, то, с точки зрения общественного благосостояния, такое инициативное наложение ограничений может оказаться более предпочтительным.
Саморегулирование демонстрирует гораздо большую гибкость и адаптивность по сравнению с государственным регулированием, значительно снижаются издержки мониторинга исполнения установленных стандартов и правил, повышается действенность контроля. Объединения профессионалов в целом ряде случае справляются с этими функциями успешнее чиновников.
У саморегулируемых организаций (СРО) есть и такая важнейшая функция, как рассмотрение жалоб потребителей и внесудебное разрешение конфликтов, возникающих между участниками саморегулирования и потребителями, что принципиально важно для сферы здравоохранения. Досудебное разбирательство, как правило, и быстрее, и менее затратно, чем судебное. Формой практического решения проблемы неразвитости механизмов досудебного урегулирования споров является создание при СРО третейских судов. Для потребителя такое разбирательство бесплатно.
Указанные преимущества саморегулирования усиливаются, если учесть специфичность медицинской деятельности. Это подтверждается как российской практикой, так и международным опытом. Например, в Великобритании саморегулирование медицинской сферы существует более полутора веков: General Medical Council объединяет практикующих врачей с 1858 года. Сегодня это крупнейшая организация, ей официально переданы полномочия по регулированию медицинской деятельности.
Организация системы управления отраслью во многом определяется особенностями соответствующих рынков, характеристиками продукции и оказываемых услуг. Здравоохранение – классический пример блага доверительного, когда о действенности лечения бывает трудно судить даже после его завершения. При этом на рынке всегда наблюдается некоторый разброс – услуги здравоохранения могут быть как низкого, так и высокого качества. В ситуации информационной асимметрии ожидания потребителя исходят из усредненных характеристик блага, в соответствии с которыми устанавливается и средняя цена. Соответственно, пропадает стимул производить высококачественные услуги, поэтому качество со временем падает и в итоге сводится к минимальному уровню, за что этот процесс и получил название «ухудшающий отбор».
Обозначенную проблему традиционно приходится преодолевать государству: оно устанавливает поддерживающие качество стандарты и правила, гарантирует и обеспечивает раскрытие необходимой информации, защищает права потребителей. Альтернативный механизм негосударственного решения подобной проблемы – саморегулирование. Участники рынка самим фактом своего членства в СРО извещают о том, что их качество находится на должном уровне, если, конечно, «коллективный брэнд» узнаваем и является реальным сигналом для потребителя. При этом упрощается задача потребительского выбора, отпадает необходимость изучать рынок, проводить исследования характеристик товара и сложные экспертизы. Естественно, что потребитель готов за это платить, как готов платить за повышенное качество товаров и за получаемые дополнительные гарантии.
Такой способ преодоления рыночных несовершенств является основным стимулом для развития саморегулирования. Разумеется, всегда присутствует и другой мотив – стремление ограничить конкуренцию. Наиболее высокие риски монополизации, сопровождающейся сохранением государственного присутствия в экономике, воспроизводством избыточного регулирования и помещением отрасли под двойной контроль, наблюдаются там, где делегирование развивается в жестких формах, предполагающих обязательное членство. В результате не исключено формирование новых бюрократизированных структур, своеобразных «штабов» отраслей, играющих роль посредников между частным сектором и государством и обладающих широкими возможностями по извлечению административной ренты. Поэтому при переходе на саморегулирование крайне важно не допустить монополизма саморегулируемых организаций, замены и дополнения коррупции чиновников коррупцией менеджеров СРО, а также очередного перераспределения в пользу узкой группы специальных интересов. Это, в частности, предполагает преодоление крена в развитие делегированного саморегулирования и формирование необходимых стимулов для создания добровольных СРО.