Закон об инновационных предприятиях при вузах никак не стимулирует инновации и даже создает для них новые препятствия
2 августа 2010 года исполнится год с момента принятия закона о создании малых предприятий на базе образовательных и научных учреждениях (217-ФЗ). Многие надеялись, что вузы и институты будут активнее включаться в инновационные процессы: появится большое количество малых инновационных компаний, будет решена проблема занятости выпускников и аспирантов, перспективные разработки дойдут до стадии коммерциализации, а в исследовательскую работу пойдут новые инвестиции.
Однако документ оказался практически нерабочим. С момента вступления закона в силу создано более 400 новых предприятий (всего в стране субъектов малого предпринимательства – около 5,4 млн). Хотя в России действует 660 государственных учреждений высшего профессионального образования: меньше 1 предприятия на вуз. Негусто! А реально действующих предприятий гораздо меньше, большая часть создана только на бумаге.
Во многом такой результат связан с тем, что при разработке закона проигнорировали ряд очевидных факторов. И когда он вступил в силу, они превратились в своего рода «антистимулы» для инновационных предприятий.
Например, создаваемые малые предприятия лишены имущественной и финансовой поддержки со стороны образовательного или научного учреждения. Из-за ограничений бюджетного законодательства вузы и НИИ не имеют права ни вкладывать заработанные внебюджетные средства в такие предприятия, ни предоставлять им помещения без конкурса и на своих условиях.
Созданные малые предприятия не могут применять упрощенную систему налогообложения. При разработке 217-ФЗ просто забыли внести изменения в Налоговый кодекс. Соответствующий законопроект принят Госдумой только 11 июня 2010 года в первом чтении, спустя 10 месяцев после принятия 217-ФЗ. До сих пор не решен вопрос о том, что будет с научно-исследовательскими разработками в случае ликвидации предприятия, в том числе при его банкротстве.
С другой стороны, для внесения в качестве вклада в уставной капитал предприятия результатов интеллектуальной деятельности нужно провести их оценку. Стоимость оценки может варьироваться от 50 000 до 500 000 рублей и даже больше. Бюджетным учреждениям очень сложно найти дополнительные средства на проведение оценки, это в свою очередь заставляет их делать оценки заниженными и недооценивать стоимость интеллектуальной собственности.
Нет разработанных механизмов разрешения конфликта интересов. Ничто не препятствует руководителям и заместителям руководителей образовательных и научных учреждений, а также их близким родственникам выступать в качестве учредителей (участников) новых предприятий, что увеличивает риск злоупотреблений.
Наконец, в вузах и НИИ могут просто отсутствовать квалифицированные кадры, способные эффективно руководить инновационными разработками и распоряжаться правами, которые новым предприятиям передают учредители.
Антистимулы для создания инновационных предприятий есть и во внешней среде. Вспомним, например, наше налоговое законодательство, недружелюбное по отношению к инновациям. Замена ЕСН страховыми взносами может привести к тому, что нагрузка на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек – то есть на предприятиях из высокотехнологичных отраслей, – вырастет в несколько раз.
Все эти препятствия превращают коммерциализацию инновационных разработок вузов и исследовательских институтов в очень рискованную задачу и сдерживают приход сторонних инвесторов. Бума инновационных предприятий так и не произошло. Принятие закона 217-ФЗ было политическим решением, а потому вопросов по его применению до сих пор больше, чем ответов.