Российское государство решило поддерживать не быстрорастущие, а высоконаучные компании
Минобрнауки подвело итоги конкурсного отбора на выделение субсидий организациям для развития кооперации с вузами. Отбор вызвал ажиотаж среди предприятий реального сектора и вузов: согласно протоколу вскрытия конвертов было подано более 400 заявок с апреля, когда был объявлен конкурс. Победителями признали только 56 заявок, в том числе таких известных компаний, как «Алроса», «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», «1С», «КамАЗ».
Правительство собирается с помощью этой меры наладить кооперацию между вузовской наукой и реальным сектором по западному образцу. Деньги на это выделяются солидные: борьба идет за субсидии сроком от 1 до 3 лет в размере до 100 млн рублей в год для финансирования высокотехнологичных проектов, реализуемых совместно с вузами. По планам, общий объём бюджетного финансирования за 2010–2012 годы составит 19 млрд рублей.
Однако недочеты в организации конкурса показывают, что государство не очень понимает, кого и как оно собирается поддерживать. Например, участниками конкурсного отбора могут выступить юридические лица любой организационно-правовой формы, кроме государственных и муниципальных учреждений. Иными словами, в отборе разрешено участвовать государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Получается, что вместо того чтобы более четко определить целевую группу – например, поддерживать сотрудничество вузов и малых инновационных компаний частного сектора: государство решило в очередной раз раздать «всем сестрам по серьгам» и никого не обделять.
Об отсутствии четких приоритетов говорят и формальные цели конкурсного отбора. Мероприятие направлено и на создание условий для долгосрочного сотрудничества вузов и организаций реального сектора, и на повышение конкурентоспособности научно-исследовательского сектора, и на повышение профессионального уровня преподавателей, и на их привлечение к НИОКР, и на укрепление международных научных связей, и на многое другое.
Однако практика стран, где развиваются схожие меры поддержки, показывает, что все эти меры на самом деле решают только две задачи: обеспечение трансфера технологий в частный сектор и обмен знаниями и информацией. Например, в Великобритании или Сингапуре малым предприятиям выдаются так называемые инновационные ваучеры, которые они могут использовать для расширения сотрудничества с «организациями, производящими знания».
При этом в России поддержка оказывается по отраслевому признаку: в конкурсной документации прямо заявлены приоритетные направления проектов. В итоге, на выбор проектов начинают влиять субъективные факторы. Вдобавок среди критериев отбора есть и такие слабо формализуемые, как «обоснованность цены выполняемых вузом работ по проекту» и «научный (технологический) уровень предлагаемых разработок». Проблему можно решить, если ориентироваться на более очевидные экономические критерии: например, объем продаж за прошедший год, темпы роста оборота предприятия в год. А саму поддержку оказывать не высоконаучным, а быстрорастущим предприятиям.
И самое главное: есть большое опасение, что даже частичных ответов на все эти вопросы в ближайшее время не будет. Ведь вторая очередь конкурсного отбора уже объявлена.