Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Одной левой...

Опубликовано в РГ-Бизнес N764 от 24 августа 2010 г.*

Распоряжением от 19 мая 2009 г. N 691-р правительство утвердило Программу развития конкуренции в РФ. В соответствии с этим документом каждый регион должен разработать аналогичную программу на своей территории. Около 30 субъектов ее уже приняли.

Что же показал анализ, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства? Прежде всего выяснилось, что разработчики не всегда верно понимают цели и задачи конкурентной политики. Акцент подчас сделан не на развитии конкуренции, а на повышении конкурентоспособности региональной экономики и местных производителей, что предполагает совершенно иной набор инструментов. Хуже того, региональные администрации, судя по всему, сочли задачу никчемной. Во многих регионах такая программа - это набор положений и мероприятий из смежных программ: развития малого бизнеса, реализации административной реформы, развития отдельных отраслей экономики с некоторым уклоном в сторону заявленной проблематики. Создается впечатление, что в большинстве субъектов РФ чиновники решили "отписаться", пока деятельность регионов по развитию конкуренции не поддерживается финансированием из федерального бюджета.

А теперь чуть подробней о результатах анализа.

В 40% программ вообще не рассмотрены основные барьеры доступа бизнеса на рынок либо предложенные меры носят фрагментарный характер, не соответствующий остроте проблемы. И хотя в целом излишние административные барьеры на региональном уровне определены, лишь в редких случаях разработчики предлагают комплексное решение проблемы, в большинстве документов соответствующие разделы прописаны формально, без четко обозначенных результатов и целевых индикаторов.

Информационной составляющей развития конкуренции разработчики уделили довольно большое внимание: в 80% программ содержатся мероприятия по организации сбора и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей, а также мероприятия по повышению информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления. К слову, эти вопросы прописаны хорошо и полно в большинстве программ.

А вот будущие результаты, критерии и индикаторы оценки достижения цели обозначены слишком общо и декларативно. Только в 20% программ индикаторы эффективности обозначены четко. Еще реже ясно указаны конечные результаты отдельных мероприятий.

Характерно, что лишь в немногих регионах проекты программ обсуждались с представителями экспертного и бизнес-сообществ. Далеко не всегда к их разработке привлекались специалисты антимонопольных органов ( более чем в 2/3 программ об этом ничего не сказано). Такие программы зачастую носят ведомственный характер, при работе над ними широко внедряемые сейчас механизмы оценки регулирующего воздействия разработчиками не применялись.

Нетрудно заметить: нередко в планы включалось то, что с гарантией будет реализовано в любом случае - либо в рамках других региональных программ, либо по ходу текущей деятельности администрации. А важные и всеми ожидаемые мероприятия, предполагающие выработку нетривиальных идей и реализацию комплексных решений (в частности по оптимизации государственного регулирования предпринимательской деятельности, по реинжинирингу административных процессов предоставления государственных и муниципальных услуг бизнесу), в программы не попали.

Впрочем, было бы неправильно критиковать всех подряд. Так, в региональных программах Калужской, Челябинской, Вологодской, Брянской областей, Республики Мордовия, Камчатского края представлен и качественно проведенный анализ конкурентной среды, и выделенные по его результатам задачи, и вытекающие из них мероприятия по развитию конкуренции, и их ожидаемые результаты. То, что сделано этими регионами, на наш взгляд, пока лучшее из подготовленного в рамках поставленной правительством задачи.

В конце концов не будем забывать: покуда перед нами - намерения территорий по развитию конкуренции. Многое еще можно переработать и улучшить.


* Статья написана в соавторстве с Литваком Е.Г.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости