Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Налоги, выручка и теневая экономика

Одним из вопросов, заданных несколько дней назад нашему премьер-министру во время "прямой линии" с гражданами страны, касался повышения единого социального налога. Премьер подтвердил, что с 1 января 2011г. нагрузка ЕСН повышается до 34% с настоящих 26% от фонда зарплаты труда. Предполагается, что подобное повышение ставки позволит существенно увеличить уровень пенсий в стране.

Желание правительства идти самым коротким путем, когда денег на социальные обязательства не хватает, понятно. Так проще, и голову особенно ломать не надо, за счет чего пополнить внебюджетные фонды. Однако, в этом случае как экономическая теория, так и недавняя практика в нашей стране, говорят об одном - последствием повышения налога будет не улучшение работы пенсионной системы, а сужение налоговой базы, и, как следствие, снижение поступлений в фонды пенсионный, ФСС, и ФОМС. Иными словами, работодатели начнут сдвигать производственный процесс в тень.

Фактически, наша страна возвращается к тому, что мы имели 6-7 лет назад, когда ставка ЕСН составляла 35.6% от фонда зарплаты труда. В то время, как я помню, по различным оценкам Росстата и опросов ВЦИОМа, 40% зарплат в стране хотя бы частично выплачивалось в конвертах. Понижение налога до 26% в 2005 году стало попыткой правительства прекратить практику "серых" зарплат. Эффект, однако, был неоднозначный: с одной стороны, большие предприятия действительно предпочли выплачивать "белые" зарплаты, но, с другой стороны, малый и средний бизнес продолжил практику зарплат в конвертах. По отдельным оценкам, встречавшимся в прессе, различные эксперты предполагали, что лишь снижение ставки до 15% позволило бы полностью уничтожить практику "серых" зарплат.

Естественно, что подобного снижения мы бы никогда не дождались, именно из-за проблем формирования внебюджетных фондов. Однако, повышение ставки налога, на мой взгляд, проблему формирования фондов только усугубит. Даже, если предположить, что крупный бизнес уже достаточно на виду и контролируется государством, чтобы начать снова уводить зарплаты в тень.

Тем временем, всего за 6 дней до "прямой линии" премьер-министра РФ в Стокгольме чествовали лауреатов нобелевской премии 2010 года. Напомню, что «нобелевка» по экономике за этот год была присуждена за теорию поиска на рынке труда, так называемую ДМП-модель (по заглавным буквам фамилий лауреатов). Даже в самой простой версии этой модели, когда экономика представлена как один сектор с однородными фирмами и массой работников, увеличение ставки налога на фонд зарплаты труда снижает стимулы производителей к созданию новых рабочих мест, увеличивает безработицу, и ее длительность, т.е. повышает время, затрачиваемое безработными на поиск работы. Далее, снижение общего уровня занятости в экономике ведет, с одной стороны, к снижению уровня производства, а следовательно – налоговой выручки, а с другой стороны, увеличивает нагрузку на внебюджетные фонды. Дальнейшее развитие теории поиска на рынке труда за счет включения в базовую модель теневого сектора, прямо показывает, что вместе с увеличением общего уровня безработицы в стране, работодатели переводят часть рабочих мест в тень. Иными словами, налоговая база – рабочие места – бежит от налога.

Интересно, однако, что из той же «нобелевской» теории можно сделать еще один вывод. Не вдаваясь в детали, он гласит следущее: повышение налогов на фонд оплаты труда, в принципе, может сохранить налоговую базу без изменений, и даже привести к повышению налоговой выручки, если, при этом убрать другие, неформальные, барьеры, припятствующие гладкому ведению официального бизнеса. Барьеры эти уже стали притчей во языцех – это гнет бюрократии, вообще, и коррупция, в частности.

Экономисты достаточно едины во мнении в том, что как в развитом, так и развивающемся мире бюрократические издержки и высокие затраты на труд являются основным стимулом роста теневой экономики. На практике это означает, что манипулирование налогами, которые напрямую связаны с трудовыми доходами, всегда оказывает существенный эффект на экономику. Но этот эффект – отрицательный при повышении налоговых ставок – будет больше в той стране, где поведение бюрократии более хищническое, а для ведения бизнеса требуется давать больше взяток, «откатов» и пр. Стоит ли говорить, что в той ситуации, которая сейчас сложилась в России, повышение ЕСН ничего хорошего для экономики не сулит.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости