Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Иллюзия поддержки

Несмотря на международные соглашениям по госзакупкам, которые поддерживают открытую конкуренцию и предоставляют равные возможности для всех участников рынка, правительства многих стран продолжают защищать национальных поставщиков. Такая защита особенно нужна в кризис. Практиковались прямые запреты на участие в конкурсах иностранных поставщиков, ограничивался доступ зарубежных компаний к информации о проведении государственных закупок.

Кое-где (например, в США и Канаде) широко использовались ценовые преференции – то есть даже если продукция отечественной компании была дороже на определенную величину, брали все равно ее, а не импорт. В некоторых странах использовались технические спецификации, ориентированные исключительно на национальные стандарты (например, в Германии и Нидерландах). От генеральных подрядчиков из другого государства могут также требовать передачи определенной части заказа национальным поставщикам или использования при выполнении контракта (например, по строительству) материалов только национального производства.

Россия попыталась не отстать. Так, в рамках антикризисных мер в конце 2008 года Минэкономразвития издало приказ № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд». Согласно документу, если на конкурсах и аукционах цена российского или белорусского товара оказывается выше иностранного аналога не более чем на 15%, выбор делается в пользу России и Белоруссии. Приказ ограничил закупки импортных продуктов питания, текстиля, автомобилей, медицинской аппаратуры и другой продукции.

Увы, два года действия приказа показали, что он не работает. Подтверждает этот вывод и статистика. Поиск официальных статистических данных о том, сколько компаний смогло получить такого рода поддержку, на сайте МЭР и ФАС – органов, уполномоченных на реализацию государственной политики в сфере размещения заказов, не дает каких-либо результатов. Сами чиновники признаются, что в рамках реализации приказа закупались «крохи». При этом, по экспертным оценкам, доля иностранной продукции в общем объеме государственных закупок на порядок или на два порядка превышает аналогичные зарубежные показатели, что говорит либо о полной несостоятельности отечественного производства соответствующей продукции, либо о полном отсутствии регулирования доступа иностранных предприятий. В Великобритании государственные закупки у зарубежных поставщиков составляют только 0,4%, в Германии – 3,8%.

Почему так? Во-первых, сфера действия приказа была значительно ограничена: его положения не распространялись на выполнение работ, оказание услуг и не применялись при проведении запроса котировок и открытых аукционов в электронной форме. Он рассчитан лишь на открытые конкурсы и открытые аукционы и только на поставку товаров. Вдобавок, с 1 января по 30 июня 2010 года при размещении заказов для федеральных государственных нужд преференции не предоставлялись в отношении половины товаров, указанных в приказе, поскольку в соответствии с распоряжением правительства № 1996-р от 17 декабря 2009 года по ним надо было проводить открытые аукционы в электронной форме.

В тексте приказа есть правовые коллизии. Скажем, у заказчика отсутствует законодательно закрепленная возможность узнать о стране происхождения предлагаемого к поставке товара и проверить сведения о стране происхождения, представленные участником размещения заказа. Наконец, мало кто из государственных и муниципальных заказчиков исполнял приказ, так как санкции за его неисполнение просто не были установлены.

В октябре Минэкономразвития объявило о намерении продлить действие приказа на 2011 год. К сожалению, без доработок приказа защита отечественного производителя через госзакупки так и останется иллюзорной, а бюджетные средства будут вкладываться в поддержку иностранных компаний.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости