Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Мониторинг кредитования малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ

Когда ждать нового витка аппаратной борьбы вокруг «любимого» закона Навального?

Опубликовано на "Slon.ru"

Президентские поправки в федеральный закон № 94 не решили всех проблем с госзаказом

Поправки в федеральный закон № 94 президент утвердил 21 апреля. Закон № 94-ФЗ стал в последнее время одним из самых обсуждаемых законов в России благодаря деятельности Алексея Навального. С тех пор Навальный серьезно расширил область своей политической деятельности, но это не значит, что история совершенствования 94-го закона завершилась.

Одной из наиболее значимых поправок из тех, что подписал Медведев, можно признать положение об определении начальной цены контракта. Теперь процесс формирования начальной цены становится публичным: цена контракта должна быть обоснована заказчиком на основе анализа цен на аналогичные товары, работы, услуги с использованием различных источников информации и указана в документации о проведении торгов. Правда, эти предпосылки могут и не сыграть сразу, так как отработка механизмов и способов определения начальной цены требует определенного времени. Да и санкции за некорректное определение цены пока не установлены. Однако принятую поправку все-таки можно назвать небольшим шагом вперед.

Другой положительный факт – устранение правовой коллизии, связанной с размещением заказов у субъектов малого предпринимательства. Так, до недавнего времени обязательная квота на размещение заказов среди субъектов малого предпринимательства охватывала только государственных и муниципальных заказчиков и почему-то не распространялась на иных заказчиков – бюджетные учреждения. Сейчас законодатель решил эту проблему. Таким образом, сфера участия малого бизнеса в государственных заказах расширяется.

С другой стороны, принятый закон может снизить возможности доступа поставщиков к государственным заказам. Поправки наделили правительство правом устанавливать дополнительные требования к участникам торгов (например, квалификационные требования) и особый порядок размещения конкретных заказов. Однако системных подходов к проведению закупок на инновационную и технологически сложную продукцию не было предложено. Вместо определения правил таких закупок на уровне закона предлагается каждую ситуацию с закупкой сложной продукции рассматривать в индивидуальном порядке. Это создает риск лоббирования отдельных закупок и, как следствие, ограничения конкуренции.

Более того, законом расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика – с 31 до 33 (статья 55 федерального закона № 94-ФЗ). Закупки у единственного исполнителя составляют более половины всех закупок, а теперь список изъятий будет еще больше.

В перспективе нас ожидает новый виток аппаратной борьбы за совершенствование законодательства о государственном заказе. В соответствии с поручением президента к 1 сентября 2011 года должен быть разработан и внесен пакет законопроектов, регулирующих систему закупок в целом. Основные участники этого действа укрепляют свои позиции. В Министерстве экономического развития создается отдельный департамент развития федеральной контрактной системы. ФАС же пытается увеличить число собственных сторонников, активно продвигая свою точку зрения на различных семинарах и встречах с объединениями предпринимателей, представителями региональных и местных органов власти.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости