Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Госзаказ: временное перемирие

Источник - Экспертный канал "Открытая экономика"

В конце апреля Президент утвердил поправки в федеральный закон № 94-ФЗ о госзакупках, ставший в последнее время одним из самых популярных законов в России. Однако внесенные изменения всех проблем с госзаказом пока не решили, а только породили новые трудности.

Цены не изменятся

Одной из наиболее значимых поправок можно признать положение об определении начальной цены контракта. Теперь формироваться она будет публично: цена контракта должна быть обоснована заказчиком на основе анализа цен на аналогичные товары, работы, услуги с использованием различных источников информации и указана в документации о проведении торгов. Принятые поправки создают предпосылки для появления прозрачных и понятных схем ценообразования и расчета издержек. Можно предположить, что теперь участники торгов, имея возможность ознакомиться с информацией о расчетах цен, смогут более обдуманно подходить к принятию решения об участии в торгах, что в свою очередь должно положительно повлиять на развитие конкуренции за государственные подряды. Правда, эти предпосылки вряд ли «сыграют» сразу — отработка механизмов и способов определения начальной цены требует определенного времени. Да и санкции за некорректное определение цены не были установлены.

Еще одна недоработка состоит в том, что нормы формирования цен так и не были методологически увязаны с бюджетным законодательством — действенная система экономического обоснования объемов государственных закупок и финансовых затрат на эти цели пока так и не была создана. По сути, при составлении заявок на получение бюджетного финансирования заказчиком может указываться одна сумма, а при определении начальной цены контракта — другая.

Интересно, что одним из источников информации для обоснования начальной цены может служить реестр государственных и муниципальных контрактов. Многие же предыдущие контракты, как известно, заключались по сильно завышенным ценам. Иными словами, верхняя граница при определении начальной цены будет зафиксирована таким образом в сторону более высоких цен.

Недожали

Внесенные поправки потенциально могут снизить возможности доступа поставщиков к государственным заказам. Теперь правительство имеет правом устанавливать дополнительные требования к участникам торгов (например, квалификационные требования) и особый порядок размещения конкретных заказов. При этом системных подходов к проведению закупок на инновационную и технологически сложную продукцию, для которых минимальная цена была недостаточным критерием, так и не было предложено. Вместо определения правил таких закупок на уровне закона предлагается каждую ситуацию с закупкой сложной продукции рассматривать в индивидуальном порядке. Это создает риск лоббирования отдельных закупок и, как следствие, ограничения конкуренции.

Законом также был расширен перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (статья 55 федерального закона № 94-ФЗ) — с 31 до 33. Этот перечень не раз подвергался критике за то, что его отдельные позиции необоснованно ограничивают сферу действия конкуренции и несут в себе высокие риски возникновения коррупции. Указанной статьей устанавливается целый перечень изъятий из сферы проведения торгов в пользу административного порядка размещения заказа у единственного исполнителя. Закупки у единственного исполнителя уже сейчас составляют более половины всех закупок. Получается, что список изъятий теперь будет еще больше: льготы при выполнении НИОКР получили бюджетные учреждения. Смысл введения этой поправки в целом понятен. Законодатель решил пойти на встречу учреждениям, жалующимся на невозможность оперативного применения процедур федерального закона № 94-ФЗ при возникновении потребности в дополнительной закупке оборудования или материалов в рамках выполнения НИОКР. Как представляется, зачастую эта проблема возникала не только в связи со сложностями процедурного характера, но и в связи с нежеланием организаций более четко составлять планы своей деятельности. Вместо того, чтобы подумать об оптимизации закупочных процедур, было принято радикальное решение — использовать механизм размещения закупки у единственного поставщика. Потенциально это может привести к ограничению конкуренции, а также к созданию новых коррупционных схем, когда бюджетные учреждения, являющиеся исполнителями по контрактам на выполнение НИОКР, будут без проведения торгов привлекать к исполнению контрактов «карманные фирмы», находясь при этом вне контроля.

Наверное, единственный безусловный плюс закона — это устранение правовой коллизии, связанной с размещением заказов у субъектов малого предпринимательства. Так, до недавнего времени обязательная квота на размещение заказов среди субъектов малого предпринимательства охватывала только государственных и муниципальных заказчиков и почему-то не распространялась на иных заказчиков — бюджетные учреждения. Сейчас законодатель решил эту проблему. Предполагается, что сфера участия малого бизнеса в государственных заказах за счет принятой поправки будет расширена.

Всем и никому

Утвержденный закон носит скорее компромиссный характер и не содержит системных решений. За счет ускоренного принятия поправок была создана видимость активной работы. В перспективе можно ожидать нового витка аппаратной борьбы за совершенствование законодательства о государственном заказе. В соответствии с поручением Президента к 1 сентября 2011 года должен быть разработан и внесен пакет законопроектов, регулирующих систему закупок в целом. Пока же основные участники этого действа укрепляют свои позиции. В Министерстве экономического развития создается отдельный департамент развития федеральной контрактной системы. Позицию Министерства активно в своих выступлениях поддерживают представители Счетной палаты. С другой стороны, ФАС пытается увеличить число собственных сторонников, активно продвигая свою точку зрения на различных семинарах и встречах с объединениями предпринимателей, представителями региональных и местных органов власти. Еще одним участником сложившегося противостояния выступает Государственная Дума, которая сформировала специальную группу по разработке собственной версии закона о государственных закупках. Кажется, что уже и Президент встал на сторону разработчиков полностью новой редакции закона.

Однако возникает вопрос, будет ли новая версия закона отличаться высоким качеством проработки, если даже поправки к действующему закону характеризуются недостатками и содержат спорные моменты? Хотелось бы верить, что работа по совершенствованию законодательства о закупках не приведет к «выплескиванию воды вместе с ребенком» и системные решения будут найдены, а условия для развития конкуренции и состязательности на рынке государственных заказов не будут ограничиваться.

Алексей Шестоперов

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости