Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

О чем Сергей Борисов не сказал Владимиру Путину?

Глава «Опоры России» недообсудил с премьер-министром проблемы малого бизнеса
В пятницу руководитель движения малого бизнеса «Опора России» Сергей Борисов встретился с премьером Владимиром Путиным. Они обсудили проблемы малого бизнеса, но – как обычно – самое интересное не то, о чем они говорили, а то, о чем промолчали.

– В тезисах доклада президента «Опоры», представленного на встрече, отмечается, что одно из достижений в государственной политике по поддержке малого и среднего предпринимательства – это введение механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ). За счет данного механизма предпринимателям предоставили возможность оказывать влияние на качество принимаемых решений в области государственного регулирования. Однако ничего не было сказано про то, что сама по себе эта инициатива не заработала на полную мощность. На федеральном уровне за последний год было рассмотрено более 100 нормативных правовых актов, что, по мнению бизнеса, является «каплей в море». Более того, ОРВ пока проводится в отношении небольшого круга тем, а на региональный и муниципальный уровень механизм и вовсе не распространяется.

– Согласно тезисам, за последние 10 лет в России произошло укрепление предпринимательских объединений и усиление их роли в осуществлении государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса. «Опора России» в настоящий момент представлена 81 региональным отделением, 300 местными отделениями, 150 отраслевыми союзами и объединяет около 400 тыс предпринимателей. Безусловно, размеры организации выглядят значимыми, но они еще ничего не говорят о качественных результатах работы. На наш взгляд, объединения почти не оказывают влияния на малое предпринимательство. Это подтверждается данными социологических исследований. Например, как показало общероссийское исследование «Жизненный цикл малого предприятия», проведенное «Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства», около 77% опрошенных предпринимателей считает, что подобное влияние вообще отсутствует.

– Еще одно достижение, о котором было сказано на встрече, – снижение уровня коррупции. По мнению «Опоры», распространенность коррупции в предпринимательской среде за последние 5 лет сократилась в два раза – с 10% до 5%. Это мнение резко контрастирует с существующими оценками уровня коррупции в России. Так, по индексу уровня коррупции стран мира Transparency International Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных, опустившись по сравнению с прошлым годом на восемь позиций. Складывается впечатление, что эксперты пытаются выдать желаемое за действительное.

– Значимым фактом было названо улучшение во взаимоотношениях налоговых органов и предпринимателей. По данным «Опоры», более 70% опрошенных в ходе специального исследования предпринимателей позитивно оценивает работу налоговой службы. Конечно, хорошо, что служба наконец-то озаботилась своим имиджем. Но все же понятно, что имидж – это не главное. Безусловно, можно создать хорошее впечатление, однако проблемы, вызванные сложностью налогового администрирования и высоким уровнем неопределенности налоговой политики, так и не потеряют своей актуальности. О существовании таких проблем свидетельствуют многочисленные международные рейтинги. Например, согласно рейтингу Doing Business-2011 в части налогообложения Россия опустилась на 2 места вниз – с 103 места до 105 места.

– «Опорой» было выдвинуто ряд предложений по развитию предпринимательского сектора. Так, говоря о текущих проблемах малого бизнеса, «Опора» отмечает, что развитию предпринимательской деятельности препятствуют высокие тарифы на услуги естественных монополий (прежде всего, на электроэнергию) и предлагает решать проблему «в ручном режиме». Именно так можно интерпретировать высказанную просьбу – «Мы просим правительство вмешаться и навести порядок на этом рынке». Однако решать эту проблему нужно не в режиме ручного управления, как у нас принято делать, нужны законодательные ограничения роста тарифов и строгие санкции за их неисполнение.

– Эксперты «Опоры» предлагают ввести патенты для самозанятых. Возникает вопрос, насколько это нововведение необходимо. Давление на бизнес и так высоко, не будет ли введение таких патентов очередной мерой по усилению контроля за предпринимателями?

– «Опора» также выступила против сокращения финансирования федеральной программы поддержки малого предпринимательства, которое ожидается в следующем году, поскольку сокращение программы может отрицательно повлиять на малый бизнес. Однако же в последние годы государственная политика в сфере малого бизнеса сводилась в основном к простому накачиванию сектора финансовыми ресурсами. За 2009–2010 годы государство потратило на цели развития малого предпринимательства почти 50 млрд руб. Очень сложно сказать, на что пошли эти деньги и было ли их расходование эффективным, так как оценка эффективности этой программы на системной основе не проводится. Увеличение количества субъектов малого предпринимательства, которое, помимо прочих факторов, связывается с реализацией этой программы, говорит о количественном, а не о качественном росте сектора. За счет раздачи бюджетных средств выросло количество юридических оболочек, кардинальных изменений в структуре малого и среднего предпринимательства не произошло. Более того, по мнению ряда исследователей, политика поддержки малого предпринимательства носит инерционный характер – выбранные несколько лет назад приоритеты поддержки уже теряют свою актуальность. Отраслевое распределение малых и средних предприятий сегодня, как и десять лет назад, характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли (более 40%), а доля занятых на малых и средних предприятиях по-прежнему не превышает 25%.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости