Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Гипотеза: начали лопаться «бизнесы», созданные на пособия по безработице

Источник - "i-business.ru" - Национальная деловая сеть

В СМИ появились сообщения о том, что осенью в России начала расти безработица. Согласно данным обследования Росстата, безработица (рассчитанная по методологии Международной организации труда) в октябре увеличилась на 0,4% и составила 6,4% экономически активного населения. В абсолютном выражении это ни много ни мало 4,8 млн человек. Отрицательный «рост» таким образом составил 200 тысяч человек. Самая большая группа безработных – молодежь до 25 лет (26,6%), а средний возраст – 35 лет.

Почему это могло произойти? Есть одна скромная гипотеза.

С 2009 года наблюдался количественный рост числа индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, чем очень гордился профильный департамент Минэкономразвития, отвечающий за поддержку и развитие сектора МСП. При этом замалчивались качественные показатели развития сектора (занятость, объемы оборотов и инвестиций), которые были далеко не блестящи, а то и просто печальны. Во всяком случае внимание на последних «профильные ответственные» старались никогда не акцентировать.

Сам количественный рост создавался в значительной мере механически, за счет субсидий безработным, выдаваемых на «открытие собственного дела» по линии Минздравсоцразвития (субсидия составляет годовой размер пособия по безработице). За прошедшие 2 с половиной года их было выдано свыше 350 тысяч, соответственно «создано» такое же количество «новых бизнесов» – и это только по одной линии, не считая те бизнес-единицы, что «народились» на средства профильного департамента Минэкономразвития, региональных и муниципальных бюджетов.

Получив субсидию и «став предпринимателем», бывший безработный уже обязан был по крайней мере в течение ближайшего года «предпринимателем» же и оставаться (для государства и для статистического учета). Безработица стала сокращаться, поскольку снова зарегистрироваться в Службе занятости в качестве безработного новоявленный «предприниматель», даже прогорев, уже не мог (отсюда и бравурные заявления министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, что «из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили»).

Общество и эксперты наслушались сказочных «кейсов» про «предпринимателей-фермеров», получивших субсидии на разведение кроликов. Суть этих «кейсов»: купив на годовое пособие по безработице то ли «движимое», то ли недвижимое имущество в виде двух прытких «незайцев», «предприниматель» за первый год мог получить:

  • 4-7 а то и 10-11 окролов (по 6-12 крольчат за окрол),
  • до 1000 грамм пуха,
  • 60 или даже 100 кг мяса.

На второй год, разумеется, должна была начаться геометрическая прогрессия.

Ночи Шахерезады в интерпретации «кейсов» должны были заканчиваться оазисами в пустыне: расцвет микропредпринимательства, а следом за ним и экономики в целом, ростом занятости и самозанятости, выполнением социальной и экономической функции МСП (все согласно экономической теории).

Между делом, уже не в теории, а на практике, субсидии одного ведомства (Минздравсоцразвития) красиво «улучшали статистику» для другого (профильного департамента Минэкономразвития). И всем вроде бы было хорошо: безработные получали денежку и на первом этапе были довольны, Минздравсоцразвития и профильный департамент МЭР отчитывались об «эффективной» работе. Поскольку со следующего года программа Минздравсоцразвития в части чудесного превращение безработных в предпринимателей закрывается (компетенция уходит в регионы), то к концу года она начала мягко и по-тихому сворачиваться.

До поры до времени за скобками оставался вопрос, насколько вообще способен безработный, оказавшийся за дверьми компании, на небольшие средства и без опыта ведения предпринимательской деятельности не просто зарегистрировать, но реально начать и развить свое дело.

После любой ночи, даже если это ночь Шахерезады, наступает утро.

В 2010 году появились первые совсем не сказочные кейсы и вовсе не про кроликов.

Примечателен случай по субсидии, выданной в славном городе Котовске Тамбовской области. «Предприниматель» пошел по уголовной статье «мошенничество» по сути только за то, что не смог раскрутить «бизнес» и решил его закрыть раньше положенных 12 месяцев. При этом человек согласился стать предпринимателем по предложению Центра занятости, честно прошел обучение в Тамбовском бизнес-колледже, составил бизнес-план, в соответствии с которым он «должен был заниматься предпринимательской деятельностью по предоставлению гражданам услуг по проведению ремонтных работ в квартирах». Получил положенные 58800 рублей. Часть этих денег он потратил на уплату налога (6%), купил себе электродрель, пилу и перфоратор.

Далее пояснения «предпринимателя» зафиксированы в приговоре:

«Оставшаяся часть находилась у него дома до февраля 2010 года. Осенью 2009 года его бывшая жена Дымскова Г.И. обращалась в газеты объявлений, но по этим объявлениям к нему никто не обращался, свои услуги он никому не предоставлял, и развить свой бизнес не смог. Один раз он ездил в Москву, но там тоже ничего не смог заработать. Поэтому 28.01.2010г. он снялся с учета в качестве предпринимателя. Кроме того, его часто мучили приступы боли в животе, и в марте 2010 года выяснилось, что у него был аппендицит, который ему удалили. Поскольку он не имел доходов, то оставшиеся средства, выделенные ему службой занятости, он израсходовал. В ЦЗН он не сообщил, что снялся с учета в качестве предпринимателя и не отчитывался о расходовании указанных средств. В мае 2010 года он был приглашен в ЦЗН, где ему предложили подписать дополнительное соглашение к договору от 19.08.2009 г. Но он отказался это делать, так как ему не понравилось, что это соглашение носило односторонний и принудительный характер, а также давление, которое на него оказывал сотрудник службы занятости. Он понимает, что обязан вернуть государству полученные им на развитие бизнеса деньги, и признает гражданский иск, но вместе с тем не считает, что совершил преступление, так как не является мошенником, и никого не собирался обманывать. По его мнению, вопрос о возврате денег государству можно было разрешить в порядке гражданского судопроизводства без возбуждения уголовного дела...».

Итог печален – «уголовка» и лишение свободы на срок шесть месяцев (хорошо, что хоть условно).

Мало ли горе-предпринимателей оказалось в подобной ситуации? Статистики на сей счет нет. Зато из уст г-жи Голиковой звучит иная статистика, никакой аргументацией и расчетами не подкрепленная...

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости