Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

400 000 000 предпринимателей

Экспертный канал "Открытая экономика"

Всемирный отчет «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) за 2011 год зафиксировал рост числа предпринимателей в мире — на сегодня в 54 странах-участницах проекта их насчитывается около 400 млн. Рост числа предпринимателей означает создание миллионов новых рабочих мест. Общая предпринимательская активность (TEA) существенно возросла в 2010-2011 годах во многих экономиках и на всех этапах жизненного цикла предпринимательских фирм — на уровне нарождающихся, развивающихся и зрелых фирм. Россия по уровню предпринимательской активности оказалась в самом конце списка участвовавших в исследовании стран

Головная организация, осуществляющая проект GEM — Ассоциация исследователей, участвующих в исследовании глобального предпринимательства (GERA), ведущая исследования в 80 странах мира. Российскую часть исследования проводили представители Высшей школы экономики и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Руководил российской частью исследования 2011 года профессор ВШЭ Александр Чепуренко.

13-е ежегодное обследование раннего предпринимательства во всем мире, итоги которого были обнародованы на международной конференции GEM 19 января 2012 г. в Сан-Франциско — крупнейший проект такого рода. «Благодаря подъему предпринимательства во всем мире, сегодня в 54 экономиках, которые были предметом изучения, насчитывается около 400 млн. предпринимателей, только начинающих или владеющих уже действующими бизнесами», - заявила ведущий автор отчета Донна Келли, доцент предпринимательства Бэбсон-колледжа (США).

«Еще лучшей новостью является то, что свыше 140 млн. из них рассчитывают в ближайшие 5 лет создать не менее 5 новых рабочих мест. Эти данные и проектировки роста свидетельствуют, что предпринимательская активность во всем мире растет и что именно предпринимательство в качестве мотора экономического роста является лучшей гарантией оживления ослабевшей мировой экономики», - подчеркнула Келли.

Фазы предпринимательства: от ранней стадии до выхода из бизнеса

Общая предпринимательская активность (TEA) существенно возросла в 2010-2011 годах во многих экономиках и на всех этапах жизненного цикла предпринимательских фирм — на уровне нарождающихся, развивающихся и зрелых фирм. Фактически TEA рос темпом 25 % в 16 развивающихся экономиках – таких, как Китай, Аргентина и Чили.

  • 20 развитых экономик продемонстрировали в среднем около 22 % роста TEA за два последних года. США и Австралия продемонстрировали значительный рост в 2011 году по сравнению с и без того высокими темпами роста TEA в 2010 году.
  • Намерение открыть свое дело демонстрируют прежде всего жители развивающихся экономик. Люди в этих странах чаще всего связывают с предпринимательством новые возможности и верят в свои способности. Они также считают предпринимательство уважаемым занятием. Намерения начать свой бизнес высоки также в некоторых среднеразвитых странах — Китае, Чили и Бразилии. Однако эти показатели тем ниже, чем выше уровень экономического развития страны. Россия и ОАЭ обнаруживают самые низкие уровни предпринимательской активности среди всех участвовавших в исследовании стран.
  • Свыше 50 % предпринимателей в развивающихся экономиках, которые прекратили занятия бизнесом, сделали это по причине негативных результатов, главным образом – из-за недостаточной прибыльности или сложностей с финансированием. Предприниматели в развитых экономиках чаще упоминали в качестве причины выхода из бизнеса положительные причины - выход на пенсию, удачная продажа или открытие новых, более привлекательных возможностей.

Профиль предпринимателей и их бизнесов

GEM содержит результаты интервью с более чем 140 тыс. взрослых в 54 странах всего мира, принадлежащих к разным географическим зонам и отличающихся разным уровнем экономического развития. По оценкам GEM, среди предпринимателей, которые начали или продолжали вести бизнес в 2011 году:

  • 163 млн ранних предпринимателей - женщины
  • 165 млн – молодые люди (от 18 до 25 лет)
  • 69 млн. ранних предпринимателей производят инновационные товары или услуги
  • 18 млн продают 25 % своей продукции на мировом рынке

Лишь 8 из 54 экономик ─ Панама, Венесуэла, Ямайка, Гватемала, Бразилия, Таиланд, Швейцария и Сингапур ─ отличаются равным участием мужчин и женщин в предпринимательстве. Все остальные демонстрируют более низкий уровень участия женщин, причем некоторые – в пропорции 1:10 (Пакистан).

Ранние предприниматели чаще всего отличаются молодым или средним возрастом (25-44 лет), хотя во многих развивающихся экономиках наблюдается к еще большему омоложению предпринимательства. С другой стороны, в Швейцарии и Японии преобладают более старшие возрасты (44-54 лет).

Бизнес, ориентированный на конечных потребителей и производство, преобладает на стадиях возникновения и развития предпринимательства. По сравнению с предпринимателями в развивающихся экономиках, в развитых странах предприниматели в 4 раза чаще вовлечены в интеллектоемкие виды бизнес-услуг.

Оценка воздействия создаваемых предпринимателями рабочих мест на национальные экономики показывает, что, хотя в развитых экономиках предпринимателей меньше, они чаще обнаруживают намерение к росту. Среди развивающихся экономик Китай, Чили, Перу, Южная Африка и Польша обнаруживают высокие доли предпринимателей с инновационными продуктами и услугами. На уровне устоявшегося бизнеса Дания, хотя в этой стране сравнительно низкий уровень TEA, демонстрирует высокую долю инновационного бизнеса. В среднем доля предпринимателей с инновационными продуктами и услугами растет с повышением уровня экономического развития.

Интернационализация также возрастает с ростом уровня экономического развития; меньше предпринимателей в развивающихся экономиках предлагают свои товары и услуги на международных рынках. Такие страны, как Бразилия, Китай, Аргентина и Россия, обладающие большими территориями и значительным населением, имеют более низкий уровень интернационализации.

Рамочные условия для предпринимательства

GEM, как обычно, провел интервью с национальными экспертами о рамочных условиях предпринимательской активности в их странах — от уровня образования до экономической политики на внутреннем рынке и инфраструктуры, — которые могут способствовать здоровому развитию предпринимательства.

«Не удивительно, что мы находим различия в условиях для предпринимательства между разными странами, - отметил соавтор доклада Славица Зингер из Хорватии. - Образование, динамика внутреннего рынка, культурные и социальные нормы относительно предпринимательства получили самые высокие оценки в развивающихся странах. Правительственные программы, передача технологий, финансовая и национальная политика в отношении предпринимательства более высоко оцениваются в инновационных экономиках, но более низко — в странах с развивающимися экономиками».

Активность предпринимателей, работающих по найму

Предпринимателей из числа наемных работников – т.е. тех, кто создает и развивает бизнес-идеи в рамках своих организаций – чаще можно встретить в развитых экономиках. Они вынашивают и реализуют идеи по созданию новых товаров или услуг, или создают новые бизнес-единицы, которые становятся новыми организациями, или дочками фирм их основного работодателя.

Удивительно, но предприниматели из числа наемных работников чаще встречаются в странах с развитой рыночной экономикой и низкими значениями TEA — Дании, Бельгии и Швеции, а также в странах с высокими показателями TEA - США, Австралии и Нидерландах.

«Предприниматели не только вовлечены в старт-апы, - сказала Келли. - Предпринимателей различного рода можно найти во всех экономиках мира – в устоявшихся компаниях и организациях, семейном бизнесе, неприбыльных организациях, франчайзинговых фирмах и т.д.»

Политические выводы

«Политические рекомендации, направленные на повышение гибкости использования труда, коммуникаций и открытости рынка, снижение бюрократии и формальностей способствуют созданию более дружественного для предпринимательства климата», - отметил еще один соавтор отчета, Майк Харрингтон, директор центра инноваций и предпринимательства университета Кейптаун (Южная Африка). - «Культуры, которые нацелены скорее на упорный труд и креативность, чем на использование политических связей, более созвучны развитию предпринимательства. Правительства, следящие за тем, чтобы политические интересы не доминировали над экономическими побуждениями, также вносят более конструктивный вклад в создание условий, при которых предпринимательство может расти и процветать. Эти выводы особенно важны для многих развивающихся стран».

«Чтобы разбудить энергию для положительных изменений, общества должны понимать, что предпринимательство — не героический акт немногих, а нормальная деятельность очень многих индивидуумов, которые могут свободно следовать своим склонностям в дружественном институциональном и культурном контексте», - добавляет Зингер.

Россия на предпринимательской карте мира

«К сожалению, и в 2011 г. данные, полученные в ходе опроса 7,5 тысяч представителей взрослого населения в России по репрезентативной выборке, свидетельствуют, что наша страна драматически отстает по уровню предпринимательской активности не только от всех остальных стран БРИКС, но и от большинства стран Восточной Европы», - отметил профессор ВШЭ Александр Чепуренко, руководитель российской части проекта в 2011 г.

Дело не только в самом низком уровне раннего предпринимательства среди 54 стран-участниц проекта (4,3%, следующие на этой шкале — Малайзия с 4,9% и Венгрия с 6,3%), но и в высоком уровне пессимизма в отношении возможности позитивных изменений условий для развития предпринимательства в регионе их проживания в ближайшем будущем. На этом фоне вполне понятно, что по уровню прироста предпринимательской активности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Россия опять-таки оказалась последней среди группы среднеразвитых стран с показателем +5%.

«Чуть больше надежд вселяют данные относительно качественной структуры предпринимательского слоя в нашей стране. Это выражается в достаточно высокой доле так называемых добровольных предпринимателей, нацеленных на самореализацию: 42% — в противовес 27% «вынужденных» предпринимателей, не от хорошей жизни вынужденных начинать свое дело. Доля добровольных предпринимателей в России в значениях на уровне средних или чуть выше средних по соответствующей группе стран по таким показателям, как «доля нацеленных на рост» и «инновационное развитие предпринимателей», - добавляет Чепуренко, замечая, что почти по всем этим параметрам Россия опережает Китай и другие страны из группы БРИКС.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости