Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Сравнили теплое с мягким

"РБК daily"

Недавно в АНХиГС с большим резонансом, не уступающим его помпезности, прошел «Гайдаровский форум».

Ключевая «опора» доклада президента Татарстана Рустама Минниханова - точки роста. Для Татарстана это - нефтянка (базовая «точка роста», что неудивительно), автомобилестроительный кластер, IT-сектор, био- и нанотехнологии, реализация которых «позволит довести ВРП Республики к 2015 году до 65 млрд. долларов США».

В этот же, но уже во «внеотраслевой ряд» точек роста, судя по словам президента Татарстана, попал и сектор малого и среднего предпринимательства. Упор в развитии сектора МСП сделан на создание «обширной и разнообразной» инфраструктуры, включающей региональные институты развития (ОЭЗ, технополис, 4 индустриальных парка, 9 технопарков, 6 инвестиционных и венчурных фондов) и на развитие кластеров вокруг крупных якорных предприятий (ниша для «взращивания» МСП)...

Основным доказательством эффективности именно такой стратегии стал следующий аргумент: «Это позволило нам за последние 6 лет увеличить долю МСП в ВРП с 16 до 25%...». Однако, специалисты (или «пиарщики»), готовившие президенту доклад, сами того не ведая, вложили в его уста сравнение... теплого с мягким, что сразу обесценило всю изложенную главой региона информацию. Сопоставимые доли сектора в валовом региональном продукте можно считать только с 2008 года, то есть исключительно за 3 года (2008-2010); статистика по МСП за 2011-й год появится еще ой как нескоро.

Но - никак не за последние 6 лет.

Малое (без среднего) предпринимательство 1995-2007-х годов и малое и среднее предпринимательство 2008-2012 годов - это «две большие разницы», между которыми - «дистанция огромного размера». И отнюдь не только потому, что законодательно до 2008 года среднего бизнеса не существовало (а соответственно, и никак не фиксировалось статистикой). До 2008 года для отнесения предприятия к «субъекту МП» нужно было удовлетворять критерию численности персонала, предел которой для каждого вида деятельности устанавливался свой (для розничной торговли и бытового обслуживания - 30 человек, для оптовой торговли и «иных» видов деятельности - 50, для транспорта, строительства и промышленности - 100). В структуре российского МСП торговля устойчиво и подавляюще превалировала над всем остальным. И вот с 2008 года для предприятий, которые могли быть признаны «субъектами МП», уравняли верхнюю «планку» числа занятых (100 человек без разбора, какого отрасли, вида деятельности или рода-племени). Попутно к объекту добавились «субъекты среднего предпринимательства» (до 250 работников). Ну и дополнительно ввели новый критерий - объем годовой выручки...

То есть сектор с 2008 года сектор МСП невзначай был механически увеличен (и увеличен очень сильно) так, что изменился до неузнаваемости, стал совершенно другим. Это по сути два разных несопоставимых меж собой объекта и придумать методологию, как привести их для сопоставимости к «единому знаменателю», пока никому не удавалось. Если бы президент Татарстана сказал про «последние 3 года», ни вопросов, ни проблем не возникло бы. Но получилось так, что чьими-то усилиями первое лицо региона сравнил теплое с мягким...

Теперь в Татарстане ставят задачу к 2015 году увеличить долю МСП в экономике республики до 34%. Хочется надеяться, что при новом сопоставлении в 2015 году (когда через несколько лет таковое состоится) «будущий» объект будет идентичен самому себе, то есть объекту «образца 2008-го года».

P.S. Объективности ради надо сказать, что Татарстан - регион действительно очень активный и экономически передовой. Однако, его основа - это все-таки нефтянка, а остальное до сих пор (в том числе и МСП) - пока красивые «инфраструктурные бантики»...

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости