Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Три пишем, два на ум пошло... но сумма все равно не сходится

Экспертный канал "Открытая экономика"

В одном из разделов «Прогноза развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», подготовленном Минэкономразвития России, была впервые сделана попытка «комплексной оценки» того, какой социальный эффект принесли обществу федеральные средства, выделенные в 2010 году на «развитие малого и среднего предпринимательства»1 и в виде субсидий перечисленные в бюджеты российских регионов.

Для наглядности конвертируем в табличку то, что многословно и многостранично представлено в текстовом формате официального документа:

 

Направления/
мероприятия поддержки2
Создано
рабочих
мест
Сохранено
рабочих
мест
Направлено
на реализацию,
млн рублей
 ФактПредвари-
тельная оценка
ФактПредвари-
тельная оценка
 
Развитие микрофинан-
сирования
12 000

 55 000 2755,1
Развитие гарантийных фондов 5 000 31 0002205,3
Поддержка малых инновационных компанийн.дн.д.н.д.н.д.2050,0
Гранты начинающим для создания собственного дела32 000 12 000 2023,0
Поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода)10 612 13 994 2000,0
Поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСПн.дн.д.н.д.н.д.2000,0
Поддержка субъектов МСП в Северо-Кавказском федеральном округе3 0009 50034 00013 00041643,3
Развитие лизинга 54000 12 000 1215,5
Создание сети объектов инфраструктуры поддержки МСП н.дн.д.н.д.н.д.850,0
Иные мероприятия (образовательные программы, муниципальные программы, поддержка молодежного предпринима-
тельства и т.д.)
н.дн.д.н.д.н.д.

2293,3
Итог (расчеты, исходя из опубличенных данных по направлениям)111 612 96 994 19035,5
Итог по расчетам МЭР140 000 

370 000 17820

Хотя не по каждому из направлений указана «сумма прописью», есть результирующее значение: по утверждениям профильного департамента, в 2010 году, «благодаря действию программы» было «создано 140 тысяч и сохранено порядка 370 тысяч рабочих мест». Напомним, что общий размер средств федерального бюджета составил за год 17,82 млрд рублей, которые в полном объеме ушли в регионы.

Появилась и база для сравнений. Согласно этому же документу, в 2009-м году «было создано 100 тысяч и сохранено 300 тысяч рабочих мест». Сопоставимо с тем, что получилось на выходе в 2010-м, не правда ли? Правда, цифры, как выясняется, «плавающие»: министр экономического развития Э.Набиуллина объявляла, что «в рамках программы было создано 80 тысяч и сохранено около 300 тысяч рабочих мест (сказано в мае 2010 года на очень широкой аудитории5, время сделать окончательные подсчеты было). Днем позже выступления министра экспертный канал «Открытая экономика» сообщил о созданных по программе 2009-го года 84,4 тыс. новых рабочих мест и сохраненных «порядка 275 тыс.»6. Как видим, во время пути собака смогла подрасти: в 2011 году оценка, устремленная в прошлое, несколько «округлилась и пополнела». Не продолжится ли тренд, если оценка по 2009-му году будет еще раз сделана уже в 2012-м?

Истраченные в 2009-м федеральные средства, на первый взгляд, тоже вроде бы «сопоставимы» с последующим годом. Согласно данным Э. Набиуллиной, «в 2009 году расходы федерального бюджета на поддержку данного сектора экономики возросли практически в 4 раза по сравнению с запланированными ранее (с 4,35 млрд рублей до 10,5 млрд рублей + 7,5 = 18 млрд 7)». Согласно данным экспертного канала «Открытая экономика», в 2009 году расходы по программе составили 18,6 млрд рублей8. Однако, на второй взгляд, может и «несопоставимы»: нигде в открытых источниках не удалось отыскать, какой частью выделенных средств были просубсидированы регионы. Экспертам НИСИПП на основе имеющихся в открытом доступе документов удалось насчитать только 10 млрд 390 млн 571 тысяч рублей, ушедших в субъекты РФ. Допускаю, что «расчетная» цифра экспертов очень далека от реальности и что на самом деле в регионы в 2009 году переместилась сумма, «стремящаяся» к 18 млрд, но … такая уж «информационная открытость» у профильного департамента: сложно отыскать реальную «инфу».

Собственно говоря, ранее «в лесу раздавался» совсем другой «топор дровосека. Согласно «Докладу о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году», подготовленному профильным департаментом, в 2009 году реализация госпрограммы должна была обеспечить «сохранение существующих и создание около 300-400 тыс. новых рабочих мест». В самом начале 2009-го года, когда будущее было за горами и еще можно было без боязни за репутацию делать красивые заявления, тогдашний директор профильного департамента МЭР Андрей Шаров активно раздавал подобные обещания в своих интервью, когда на программу было выделено только 10,5 млрд рублей и о предстоящей добавке в 7,5 млрд еще никто не знал9. Отношение к таким заявлениям и в то время у экспертов было крайне скептическим, но как пиар в информационном поле проходило на «ура».

Откуда же профильный департамент МЭР получает столь оптимистичные сведения о созданных и сохраненных рабочих местах? Из лесу, вестимо. Вероятней всего, это данные региональных администраций, которым по окончании каждого года надо отчитаться красивой цифрой, чтобы в следующем опять получить причитающийся кусочек федерального пирога с марципановой надписью «Малый и средний бизнес». Очень похоже на то, что в такой вот завуалированной форме, не боясь греха, кукушка хватит петуха. Нигде не доводилось встречать, что социальный (да и экономический тоже) эффект от вложений измеряли независимые от федеральной и региональной власти аналитические или исследовательские центры.

Лишь одна параллель (для сравнения). Известно, что в 2009 году объем прямых иностранных инвестиций в Россию составил 15,906 млрд долларов10. И за счет этих инвестиций, по данным Ernst & Young  было создано всего-то 11 тыс. 734 рабочих мест (9% от общего количества в Европе)11. Профильный департамент МЭР оказался в несколько десятков раз эффективней частных инвесторов, впереди планеты всей, частникам-иностранцам впору поучиться. Верит после этого кто-то в цифры тех, кто «профессионально поддерживает» российский МСП?

Но даже если принять за чистую монету сказки «поддержантов», посмотрим, что получилось на макроуровне?

В 2009-м году общее число безработных, по методике МОТ12, составило 6,3 млн человек (в то время как в среднем в месяц зарегистрировано было 2,08 млн.). В 2010 общее число безработных сократилось на 700 тыс. человек и составило уже 5,6 млн.13 (численность официально зарегистрированных безработных составила в среднем в месяц 1,9 млн.). Получается, что программа практически «пристроила» всех тех официально зарегистрированных безработных, которые за год с регистрации снялись. А если бы программы не было, то сокращение общего количества произошло бы не на 700 тыс., а только на 190 тыс. (напомним, что 140 тыс. рабочих мест «создано» и 370 тыс. «сохранено»). Красивая такая арифметика…

 

Post scriptum

О том, насколько аккуратно с цифрами и расчетами ведет себя профильный департамент МЭР, отвечающий за развитие МСП, говорит раздел «Малое и среднее предпринимательствоЙ в трехлетнем социально-экономическом прогнозе (до 2014 года включительно). Если сложить значения по столбцу «направлено на реализацию», то при всем желании 17 820 млн не получается. Впору задуматься: может, где-то «зарыт» двойной или тройной счет? Если повертеть «туда-сюда» и поискать, где «порылась собака», то без учета мероприятия «развитие лизинга», как раз «МЭРовский» результат получится. Но коли так, то куда в этом случае встраиваются расходы на лизинг?.. Загадки и догадки...

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)


1 Понятно, что за подготовку раздел «Малое и среднее предпринимательства» отвечал профильный департамент министерства.
2 Документ использует данные понятия практически как синонимы.
3 Судя по тексту доклада, сюда включены и 3000.
4 Судя по тексту доклада, сюда включены и 4000.
5 X Всероссийская Конференция представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», г. Москва, 26 мая 2010 г.: http://smb.gov.ru/content/expert/m,f,143528/
6 http://www.opec.ru/1248511.html
7 Именно так в тексте. Тезисы выступления «Модернизация, инновации и региональные аспекты, Совет Федерации, 2009: http://smb.gov.ru/content/expert/m,f,4394/
8 http://www.opec.ru/1248511.html
9 То есть 300-400 тыс. рабочих мест должно было появиться за 10,5 млрд. рублей, а не за 18.
10 Мониторинг инвестиционной активности в регионах России: прямые иностранные инвестиции в 2009 году: http://www.nisse.ru/work/projects/monitorings/investment/investment_4.html
11 http://top.rbc.ru/pressconf/23/06/2010/425466.shtml
12 Количество экономически активного населения минус количество занятых.
13 http://www.bfm.ru/articles/2011/02/10/bezrabotica-stremitsja-k-dokrizisnomu-urovnju.html

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости