25-летие российского предпринимательства (февраль 2012 г.) – не случайно забытая официальными властями дата. Нечего отмечать! Особенно постарались за последние годы, да так, что докатились до 120 места в списке стран по условиям ведения бизнеса. Ждем инвестиций в страну, а деньги из нее бегут как черт от ладана! Выделяем немалые деньги на малый бизнес, а их используют нецелевым образом и чаще всего – разворовывают. Фактически вступили в ВТО, «открыв» границы для западных предпринимателей, а свой бизнес беззащитен!
Можно ли реально попытаться изменить сложившуюся картину, систематизировав подходы?
Понятно, что государство, как бы оно ни старалось изменить сложившееся положение дел, включая различные механизмы воздействия на экономику, инвестиции, развитие предпринимательства, сделать ничего не может. И виной этому не только отсутствие правового государства и пренебрежение к частной собственности. Конечно, без этих базовых, основополагающих факторов условия ведения бизнеса в России в лучшую сторону сильно не изменятся. Однако есть и другие причины, не решение которых не позволит добиться положительного результата.
Речь пойдет о системе (системах) предпринимательских сообществ. Известно, что предприниматель существует в двух качествах: в первую очередь, он производитель товаров и услуг, во вторую – работодатель. Из этих качеств формируются два треугольника взаимоотношений, в которых функционируют предприниматели: 1. Власть – производители товаров и услуг – потребители. 2. Власть – работодатели – работники ( Об этом пришлось писать еще в декабре 2004 в статье «Предпринимательские сообщества: подходы к формированию». Отказ государства от систематизации подходов привел за последние 7-8 лет к печальному положению основную часть российского бизнеса).
Традиционно, во всем мире площадкой для консолидации производителей товаров и услуг является система торгово-промышленных палат. В Российскую ТПП входят более 200 отраслевых союзов, объединяющих в своих рядах приличное число членов, но количество их ничтожно по сравнению со странами Запада. В цивилизованных странах ТПП является самой авторитетной организацией, объединяющей фактически весь бизнес. В Европе в ХIV веке сформировались отраслевые гильдии, со временем ставшие основой торгово-промышленных палат. Известно, что Наполеон, захвативший практически всю Европу, ввел обязательное членство в ТПП. И сегодня в большей части европейских стран введено обязательное членство предприятий в ТПП.
Другой значимой силой, консолидирующей предпринимателей, являются союзы работодателей. В России есть три ключевых бизнес-сообщества, выполняющих и функцию союза работодателей, которые, в основном, отличаются по уровню бизнеса: РСПП (крупный и сверхкрупный бизнес), Деловая Россия (крупный, средний и малый бизнес), Опора России (средний, малый и микро бизнес).
В идеале, союзы работодателей созданы для защиты предпринимателей как класса: РСПП – крупного, Деловая Россия – среднего, Опора России – малого бизнеса. Недаром их называют профсоюзами предпринимателей. Казалось бы, в России, как и во всем цивилизованном мире, сформирована нормальная система (системы) консолидации бизнеса, исходя из функций производителей товаров и услуг, и работодателей. Но это не так! Скорее, в России как бы созданы системы консолидации предпринимателей.
Сегодня на высоком правительственном уровне выделяются четыре главных предпринимательских центра России: РСПП, Деловая Россия, Опора России и ТПП РФ. Если спросить у предпринимателей или чиновников про разницу между этими четырьмя бизнес-сообществами, то ни один не назовет принципиальных отличий! Почему так произошло и правильно ли это? ТПП РФ – действительно один из таких центров, сформированная на основании закона в 1993 году, но Большая тройка - РСПП, Деловая Россия и Опора России, по сути своей, являются тремя уровнями союза работодателей России! В реальной жизни каждый из этих трех сообществ включает в свои ряды разноуровневые предприятия, часто входящие в несоответствующее по уровню сообщество, исходя не из размеров бизнеса, а из каких-то других, неизвестных критериев (личные контакты и др.). Эти перекосы еще в 2004 году были отмечены экспертами, предложившими в этой трехуровневой системе, объединяющей работодателей, создать систему «лифтов», позволяющую в зависимости от роста или сокращения отдельного бизнеса иметь возможность его перемещения из Опоры (малый и средний) в Деловую Россию (средний и среднекрупный) и РСПП (крупный и сверхкрупный), и обратно. Этот подход следует из сложившейся традиции российских купцов первой, второй и третьей гильдии – от заявленного капитала.
Но это не все! Так сложилось, что многие сегодняшние участники рынка (в том числе и автор) приложили руку к появлению избыточных, не свойственных союзам работодателей функций. Сегодня эти три структуры возложили на себя дополнительно и функции ТПП – площадки для сообществ, производителей товаров и услуг. Так при формировании Опоры в 2001 году было изначально неправильно заложено формирование НП «Опоры». Когда же в 2002 году была построена ООО «Опора России», не удалось распустить НП «Опора». Тогда у администрации президента возник конфликт с Евгением Примаковым, который не мог отказаться от результата огромной работы региональных ТПП в деле построения НП «Опоры». В результате получилась организация-мутант, включившая в себя более сотни отраслевых и территориальных союзов и ассоциаций, Деловая Россия заявляет о вхождении в ее состав 60 отраслевых союзов, РСПП – около 60 союзов и ассоциаций.
Переплетение предпринимательских сообществ, входящих для подтверждения своей значимости и в ТПП, и Большую тройку может показаться на первый взгляд полезным – там, где есть «контакт», можно реализовать для своего предприятия какую-либо инициативу. Но проигрывает в результате все предпринимательство! Во-первых, мы видим отказ многих объединений от оплаты взносов в дублирующие функции бизнес-сообщества. Во-вторых, фактически не выполняются самые главные функции Большой тройки – функции защиты бизнеса своего уровня как класса! В треугольнике взаимоотношений по линии работодателей: власть – работодатели – работники, самой большой проблемой для предпринимателей является взаимоотношение с властью. Поэтому, в первую очередь, функции работодателей нужны бизнес-сообществам для защиты его членов от самого государства с его несуразными законами, фантастическим налоговым бременем, аппаратом принуждения, коррупцией. Да и трехстороннее соглашение часто напоминает имитацию, так как без снижения налогового бремени и выплаты зарплаты в «белую» в полном объеме, работники вынуждены видеть лишь в работодателях надежду и опору.
Еще одним подтверждением отсутствия полноценной функции защиты у Большой тройки, входящих в нее предпринимателей – катастрофическое положение основной части наших коллег, что подтверждается 120-м местом в мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса и 14 тысячами предпринимателей (данные существенно занижены), сидящих в российских тюрьмах за, так называемые, экономические преступления. Даже появление в этом году должности Омбутсмена по правам предпринимателей не сможет изменить ситуацию на бизнес-поляне до тех пор, пока Опора России, Деловая Россия и РСПП не начнут в полной мере выполнять свои главные функции – защиту своего уровня бизнеса как класса! Пока не отдадут ТПП несвойственные им функции площадок для консолидации производителей товаров и услуг! Понятно, что в Большой тройке должно быть персональное членство руководителей предприятий, а в ТПП – членство самих предприятий.
Именно этот организованный «хаос» сегодня не позволяет ТПП РФ и региональным палатам занять то важнейшее место в формировании давно необходимой площадки для консолидации российских производителей товаров и услуг. Это совсем не означает срочного введения обязательного членства в ТПП как в большинстве стран Европы. Известно, что в Великобритании и США, где нет обязательного членства, в ТПП входят до 70-80% всех предприятий этих стран! Главное для государства (МЭР) в этих вопросах помочь уйти от перекосов, и содействовать формированию отраслевых союзов и гильдий во всех сферах экономической деятельности предпринимателей страны, делегирование им избыточных функций государства.
Особенно непростительны системные ошибки по формированию СРО не на площадке ТПП. Известно, что при активном участии Германа Грефа 01.12.07 был принят отдельный закон «О саморегулируемых организациях», уводящий формируемые саморегулируемые сообщества в «свободное плавание». Хотя до этого, именно Греф, на IV съезде ТПП РФ обещал передачу палатам излишних функций по регулированию предпринимательской деятельности, при условии, что палаты консолидируют максимальное число предприятий различных видов деятельности! На сегодня как ТПП РФ, так и региональные палаты не получила от государства и регионов части полномочий по регулированию предпринимательской деятельности. Саморегулирование – прекрасная форма системной консолидации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида, площадкой для которых должна стать торгово-промышленная палата, способная взять на себя функции контроля за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил, и освободить государство от огромных, неразумных затрат! Зачем нужны несистемные шаги, способные окончательно запутать ситуацию, что только ухудшит экономический эффект.
Отдельная тема – вступление во Всемирную Торговую Организацию. 23 августа – день окончательного присоединения России к ВТО. Российский бизнес не способен выдержать, с одной стороны, государство, с его безумным давлением, с другой – «полчища» иностранных конкурентов, за спиной у которых мощнейшая поддержка их профессиональных союзов, сравнимых по силе с мощью их государств!
Для того, чтобы на конкретном примере понять все эти вещи, стоит посмотреть на Московскую ТПП. Москва, где сосредоточено самое большое в стране количество предприятий, имеет микроскопическую ТПП. В ее составе 21 отраслевая гильдия, 17 комитетов. Можно ли считать организацию, заявившую в своих рядах 2-2,5 тысячи членов (а взносы платят всего 600 предприятий), организацией, способной взять на себя глобальные вопросы экономической политики в городе, и стать локомотивом реформ? Конечно, нет!
Есть два пути для преодоления данной патологии. Первый путь более короткий и менее благодарный - введение в качестве эксперимента (2-3 региональные ТПП) обязательное членство. Второй путь - на основе статистических данных по Москве выявить субъекты предпринимательской деятельности определенного вида, число которых составляет от 25 – 100 и сформировать на этом основании базу данных потенциальных гильдий, отталкиваясь от которой можно начать активную работу по формированию важнейших элементов саморегулирования предпринимательской деятельности. Минус второго варианта – отсутствие у предпринимателей стимулов (интересов) вступать в палату. Прагматичным предпринимателям нужна «морковка». На вопросы представителям ряда региональных ТПП и предпринимателям по поводу полномочий, делегированных правительствами регионов; является ли ваша палата регулятором каких-то процессов в регионе; формируется ли какая-то СРО при региональной ТПП, – единогласно ответили, нет!
Что станет стимулом к вступлению в ТПП ( гильдию)? Дополнение в 94 ФЗ по передаче ТПП полномочий по проведению конкурсов, тендеров? Выдачу льготных кредитов Сбербанка? Бесплатное включение в базу данных предприятий ТПП? Льготы для участников международных выставок в России? Международная сертификация продукции членов ТПП на льготных условиях? Право вето палаты на законодательные инициативы региональных депутатов, относящиеся к сфере деятельности отраслевых сообществ, входящих в палату? Экспертиза законопроектов? Без сомнения! Это и многое другое! Государство обязано отдать ТПП огромные полномочия, если хочет добиться позитивных изменений бизнес-климата в России в короткие сроки, и сформировать реально работающие системы производителей товаров и услуг.
Но если не замечать «бревно в глазу», то мало что изменится. Особенно это актуально в связи с недавними изменениями в руководстве Москвы (ранее сдерживавшего развитие институтов предпринимательства в городе) и МТПП.
Именно сейчас есть возможность подготовить системный рывок, в котором московская палата может выступить локомотивом реформ как в системе производителей товаров и услуг, так и в экономических преобразованиях в России. А союзы работодателей надо скорее освободить от несвойственных и (в данных условиях) вредных функций формирования отраслевых площадок!
Илья Хандриков
Эксперт в области МСП, легкой промышленности,
антикоррупционной деятельности,
член комитета ТПП РФ