Лет десять назад, когда НИСИПП только начинал свою деятельность, институт, помимо исследовательской работы, занимался защитой прав предпринимателей. Представители малого и среднего бизнеса шли сюда со своими бедами. Вячеслав Игрунов, один из учредителей института, бывший тогда депутатом Госдумы, рассылал по самым различным инстанциям депутатские запросы, подготовленные сотрудниками НИСИППа. И кому-то, к кому местные чиновники не питали особой личной неприязни, удавалось помогать.
Но почти всегда в ответ на очередной депутатский запрос очередной чиновник выражал, пусть не высказанное напрямую, искреннее удивление: что вы за эту мелочь заступаетесь – это ж наша законная добыча. Прошло десять лет, но мысль о законной добыче так и осталась прочно сидеть в чиновничьих головах.
Между тем, на предпринимательских форумах, в организации которых участвовал наш институт, мне дважды довелось услышать о положении с малым и среднем бизнесом в Польше. Скажем сразу: оно там несравнимо лучше. Но сейчас речь пойдет лишь об одном его аспекте: долго рассказывая о правилах, принятых в Польше, для общения малых и средних предпринимателей с представителями власти, докладчик неожиданно заметил: «Ни одна польская политическая партия не добьется успеха на выборах, если не найдет с малым и средним бизнесом общий язык». Конечно, Польша нам не указ: в стране, где голосует 146% избирателей, успехи партии власти не зависят ни от каких граждан, в том числе от малых и средних предпринимателей. Остальные же партии не всегда могут помочь самим себе. И, тем не менее, если малый и средний бизнес, не имеющий тех мощных рычагов, которыми во многих случаях обладают представители бизнеса крупного, хочет защищать свои интересы, он должен каким-то образом участвовать в политической жизни.
Для этого не обязательно выходить на Болотную площадь и скандировать там «Россия без Путина»: в конце концов, никто еще не дал никаких гарантий, что для рядового предпринимателя та Россия окажется намного лучше, чем эта. Но, когда, например, городские чиновники начинают в массовом порядке сносить торговые павильоны, представителям малого и среднего бизнеса неплохо бы понять, что это – политика, которая уже пришла за ними, и будет приходить и дальше до полной и окончательной победы бюрократического класса над ними над всеми.
А вот этого-то как раз они понимать и не хотят.
26 мая на Пушкинской площади в Москве состоялся митинг протеста, посвященный официальному Дню предпринимателя. О нем мы тогда же писали.
У митинга было несколько характерных черт. Во-первых, для столицы с ее развитым малым и средним бизнесом три сотни собравшихся были не просто каплей в море – крохотной каплей. Сотрудников полиции и «людей в штатском», но с рациями было не меньше, чем митингующих.
Во-вторых, часть собравшихся оказалась не из Москвы: выступали люди из Липецка, Воронежа, Петербурга. Отовсюду было по несколько человек. Зато руководителей разнообразных предпринимательских организаций оказалось не меньше десятка. И несколько выступавших представляли малоизвестные политические партии, рассчитывающие на регистрацию по новому закону.
Какое давление на власть могут оказать такие силы? Ответ, думается, понятен: никакого.
Малый и средний бизнес в нашей стране давно отдан на откуп чиновникам местного и регионального уровня и такого же уровня силовикам. Оказать действенное сопротивление этим структурам предприниматели могли бы только в случае объединения в крупные общественные структуры. Причем эти структуры должны возглавляться людьми, не прижавшимися к властной вертикали и оставившими свой бизнес ради общественной деятельности. В противном случае они окажутся либо слишком уязвимы, либо просто не готовы защищать предпринимательские интересы. Примеров и того, и другого мы видели предостаточно.
Сейчас в Фейсбуке на странице Всероссийского движения за честный рынок идет полемика по поводу участия или неучастия представителей движения в праймериз, объявленных оппозицией. Как мне кажется, ответ здесь однозначен: предпринимательские организации должны в таких акциях участвовать. Во-первых, оставленный один на один с далеко не лучшими представителями власти малый и средний бизнес не может не искать какие-либо силы, готовые вступиться за его права. Во-вторых, эти силы, учитывая особенности российской общественно-политической жизни, надо создавать самим. Печальный пример «Опоры России», созданной в свое время под эгидой первого зама главы администрации президента Владислава Суркова и ориентирующейся на партию «Единая Россия» очень показателен. В деле защиты прав предпринимателей наиболее крупное объединение малого и среднего бизнеса не преуспело.
А с сегодняшними мелкими объединениями никто говорить не будет. Даже самым позитивно настроенным по отношению к малому бизнесу чиновникам для диалога нужны люди, представляющие реальные предпринимательские силы, грубо говоря, способные вывести на улицу в защиту своих прав не три сотни, а десятки тысяч людей. В этом случае, особенно если требования будут не политическими, власть, тем более местная и региональная, на диалог с предпринимателями, скорее всего, пойдет. Однако реальных предпосылок для создания таких мощных общественных объединений пока не видно.
Перефразируя известный призыв Маркса и Энгельса, можно сказать: предприниматели всей страны, объединяйтесь! Разумеется, вам есть что терять, кроме своих цепей. Скорее всего, весь мир вы не завоюете. Зато свои права, может быть, отстоите.