Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кому развивать предпринимательство

Президент России Владимир Путин подписал указ об оценке работы губернаторов и чиновников федерального правительства по развитию предпринимательства.

Действительно, кому, как не чиновникам заниматься этим тяжелым и неблагодарным делом. Все логично: развивать овцеводство должны волки, птицеводство – лисы и хорьки, предпринимательство – чиновники. Увы, президент пропустил еще одних непременных тружеников, развивающих у нас бизнес, - правоохранителей. Не худо бы оценивать еще и их работу.
До 15 ноября Агентство стратегических инициатив должно разработать и утвердить показатели, по которым эта работа будет оцениваться. А к 1 января 2013 г. должна быть разработана методика расчета целевых показателей. Итогом станут ежегодные правительственные доклады о том, что было сделано для создания благоприятных условий для предпринимательства и каковы результаты принятых мер, а также оценивающие соответствующие усилия госслужащих.

А вот дальше следует серьезный прокол: в указе говорится, что при оценке работы губернаторов должно учитываться мнение предпринимателей об общих условиях ведения бизнеса. Такой пассаж может быть объяснен только одним: в кремль и правительство не докладывают об истинном мнении предпринимателей по поводу роли чиновников в их развитии. Правда, при желании кое-что можно понять из громогласных заявлений самих чиновников, в том числе и федеральных. Чего стоит последнее заявление господина Онищенко о том, что бизнес, занимающийся торговлей алкоголем и табаком стране не нужен. Нет, конечно, алкогольный и табачный бизнес, безусловно, имеют и свои отрицательные стороны. Но, по сравнению с разрушительной деятельностью самого господина Онищенко, это – детский лепет.

А если бы люди, готовившие указ, поинтересовались мнением представителей малого и среднего бизнеса, о котором чиновники, как следует из текста документа, должны заботиться особо, они, может быть, поняли бы, что власть и предприниматели в нашей действительности находятся по разную сторону баррикад.

Так борьба российских городских властей с нестационарными объектами розничной торговли, проще говоря, ларьками, киосками и «тонарами», по своей ожесточенности напоминает уже действия гитлеровской армии против партизанского движения на оккупированных территориях СССР. Причем в последнее время к борьбе с этой борьбе подключились и законодатели. Если их антипредпринимательские инициативы обретут статус законодательных актов, экономическая почва навсегда уйдет из под ног уличной торговли.

Это прекрасно видно на примере искоренения с приходом нового мэра Сергея Собянина ларьков и киосков в Москве.

Когда новому столичному градоначальнику не понравился вид ларьков у метро «Улица 1905 года», и он высказался за приведение уличной торговли в цивилизованный вид, услужливые муниципальные чиновники восприняли это как команду «фас». Только за один месяц 2010 года, сразу после заявления мэра, было ликвидировано более двух тысяч ларьков. Причем среди них оказались не только те, что торговали «на птичьих правах», но и множество предпринимателей, которые незадолго до того честно и по всем правилам выиграли тендер на право размещения своих объектов. Правда, затем на многих из освободившихся мест появились другие ларьки, а один из наших экспертов, глава движения «За честный рынок» Илья Хандриков охарактеризовал произошедшее как передел рынка. Действительно, в результате судорожных действий местных властей многие торговые точки перешли к лицам, «аффилированным» с чиновниками. Но сейчас уже создается впечатление, что с новой волной административного наскока на уличную торговлю начали крушить уже всех подряд. Как будут оценены подобные действия согласно новому указу? Впрочем, думается, чиновники и губернаторы найдут возможности для улучшения показателей: мнение самих предпринимателей тонет в большом количестве других пунктов, о выполнении которых отчитаться куда легче. Тут и наличие стандарта для работы правительства в этом направлении, создание, и модернизация высокопроизводительных рабочих мест. Здесь повышение производительности труда, ситуация на рынке труда и подготовки-переподготовки высококвалифицированных кадров, качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры. А еще инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, развитие среднего и малого предпринимательства, предпринимательский климат в сфере строительства и доступность энергетической инфраструктуры. При оценке работы руководителей федеральных ведомств также будет учитываться совершенствование таможенного администрирования, поддержка доступа на международные рынки и рынки иностранных государств и поддержка экспорта, сложность процедуры госрегистрации юридических лиц. И, конечно же, совершенствование налогового администрирования, доступность банковских кредитов, совершенствование системы защиты прав инвесторов, оптимизация процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, развитие конкуренции, улучшение международных долгосрочных кредитных рейтингов Российской Федерации.

Так что за наших чиновников волноваться не стоит – все у них будет хорошо. А оценка их деятельности мгновенно превратиться в очередную профанацию.

Между прочим, в нее уже превратилось решение ввести в стране должности омбудсменов для бизнеса. Назначение на эту должность в столице руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства правительства Москвы Алексея Комиссарова говорит о многом. Столичные власти (а с них в итоге берут пример и власти других регионов) считают, что защищать права бизнесменов должен чиновник. При этом никого не смущает, что в этом случае Комиссаров должен сам себя контролировать, сам с собой бороться и сам на себя жалобы писать (причем, судя по всему, себе же).

Как оценить это назначение с точки зрения развития предпринимательства?

В предпринимательской среде уже раздаются (и тиражируются вполне прокремлевскими СМИ) голоса, предлагающие вполне радикальные меры: «Выход же видится только один, тотальная замена бюрократии и максимальное сокращение регулирующих и регламентирующих актов, разблокирование социальных лифтов и придание развитию государства национальной ориентировки. Да риск есть, да сопротивление будет огромное, но это как в случае с гангреной: либо ампутация, либо летальный исход». А указы об оценке работы губернаторов и чиновников по развитию предпринимательства не дадут уже ничего: система пошла вразнос.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости