Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Юбилей административной реформы

Вступив в мае этого года в должность президента в третий раз, Владимир Путин сразу же подписал указ о направлениях совершенствования системы государственного управления. В результате предлагаемых мер через шесть лет граждане должны быть довольны качеством предоставления им услуг минимум на 90%, а сами услуги они должны получать на 70% в электронном виде. Бизнесу через два года придется вдвое меньше общаться с местными чиновниками, а самих служащих со следующего года будут оценивать по новым критериям.

Так, можно сказать, им был отмечен десятилетний юбилей административной реформы в России. Ведь именно в ноябре 2002 года Владимир Путин одобрил федеральную программу «Реформирование государственной службы РФ (2003–2005 годы)». Согласно документу чиновники должны были начать работать более эффективно, соответственно их численность можно было бы сократить.
Об этом событии автор этих строк не мог не вспомнить, поскольку наш институт занимался вопросами административной реформы еще на первом ее этапе, и наши эксперты были членами рабочих групп комиссии вице-премьера Бориса Алешина. Правда, сегодня уже мало кто помнит об этой комиссии и очень мало кто знает о результатах ее работы.

А ведь когда-то кипели страсти, ломались копья. Правда, уже тогда на наших экспертов работа комиссии производила неоднозначное впечатление. В декабре 2003 года Сергей Мигин, тогда эксперт НИСИПП, рассказывал: «Надо сказать, что большим недостатком административной реформы стало то, что с самого начала не было выработано никаких общих подходов к ведению конкретной работы. И непосредственно сами экспертные группы при всех рабочих группах как бы по-своему снизу вырабатывали подходы, делая это совершенно автономно. И отсюда тоже возникали проблемы, связанные с отсутствием общего подхода, с сопоставимостью результатов. Речь идет о том, что мы сами должны были разбить все функции государственного управления на блоки».
А дальше шли подробности представшей перед экспертами картины потрясающих административных функций: «У нас же, например, Госстрой ведет мониторинг каких-нибудь пластмасс для производства линолиумов, хотя это абсолютно не нужно. А сидят целые отделы, которые этим занимаются». « Самая большая сейчас проблема – с агентствами: Судостроение, Росавиакосмос, Росвооружение. Есть большие пересечения, много излишних согласований. И функций у них очень много. Представляли они нам на рассмотрение экспертной группы даже такие функции, как расчеты потребления этилового спирта в подведомственных организациях. Вообще, какие-то курьезные вещи».
Сколько прошло лет, а курьезные вещи с космическим и оборонным ведомствами все продолжаются.

А вот Владимир Буев, вице-президент НИСИПП, на тот момент (тоже декабрь 2003 года) – его генеральный директор, был заместителем руководителя одной из рабочих групп. На вопрос: «Даст ли Ваша работа эффект или нет?» честно ответил: « Есть некие индикаторы: показатели того, как этот процесс может пойти дальше. Рабочая группа состоит в большинстве своем из заместителей министров, фактически из крупных чиновников конкретных ведомств. И вот, скажем, рассматривался на ней самый безобидный блок: анализ состояния дел на вверенном участке, где, собственно говоря, функции мониторинга, маркетинговых исследований. И было очень много споров, криков, чуть ли не скандалов. И эти смешные функции отстаивали очень упорно. Но жесткая позиция руководителя рабочей группы А.В. Данилова-Данильяна эти страсти погасила. Когда уже более серьезные функции рассматривались: контроль и надзор, лицензирование – шума уже не было, со многими позициями ведомства формально соглашались. Но потом начиналось некое движение внутри аппарата, после чего многие предложения экспертной группы какими-то аппаратными путями торпедировались. И сейчас, я думаю, даже те решения, которые прошли через рабочую группу, через правительственную комиссию, будут бюрократическими способами отыгрываться».
Увы, все именно так и получилось.

А вот более позднее мнение: Алексей Шеховцов, эксперт НИСИПП, в феврале 2007 года – его генеральный директор. Он заговорил о том, что один из важнейших аспектов работы института в 2006-м году была работа в области административной реформы. Тут же последовал не очень корректный вопрос: « А что: административная реформа у нас до сих пор идет? У меня впечатление, что она уже вполне бесславно завершилась». «Нет. Она идет, она трансформируется, - ответил Алексей, - появляются новые идеи, новые веяния, пересматриваются какие-то старые базовые установки, вместо них появляются новые.
Одним из свидетельств нового этапа административной реформы стала наша деятельность в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». На сегодняшний день одним из приоритетов этой программы становится как раз функция содействия административной реформе». Сейчас «Википедия» констатирует, что «Электронная Россия» — название федеральной целевой программы, действовавшей в Российской Федерации в 2002—2010 годах и направленной на внедрение технологий «электронного правительства». Исполнение программы должно было обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления».
По состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась».

О новой аналогичной программе – «Электронное правительство» на нашем сайте мы рассчитываем побеседовать в ближайшее время с заместителем Генерального директора НИСИПП Цереном Цереновм, поскольку наш институт продолжает работать в этом бессмертном проекте.
Что же касается главной цели административной реформы – сокращения излишних функций госаппарата, то она просто провалена усилиями тех самых чиновников, которым предполагалось сократить полномочия. Только что один из самых известных чиновников страны, заместитель председателя правительства Владислава Суркова заявил в «Ведомостях», что рост числа чиновников неизбежен: «Нужно аккуратно к госслужбе относиться и не корежить ее при каждом новом руководителе аппарата. По поводу задач: надо осторожнее быть с сокращениями. И надо зарплату повышать госаппарату, мы будем это делать обязательно».
Как утверждает бывший губернатор, вице-премьер, депутат Госдумы, а ныне сопредседатель оппозиционной партии РПР-ПАРНАС Борис Немцов, административная реформа, объявленная десять лет назад, полностью провалилась. Увы, с ним трудно не согласиться. ««Число чиновников увеличилось на один миллион человек. Всевозможные проверяющие инстанции, я думаю, удвоились, хотя должны были быть сокращены. Сроки получения согласований либо остались неизменными, либо стали еще длиннее. Это в первую очередь касается строительных разрешений и документации. А по коррупции Россия откатилась за эти годы на позорное 147-е место в мире», - таково мнение Немцова.
Что еще можно добавить? Только одно: десять лет назад у Владимира Путина и его команды была красивая и разумная идея наведения порядка на самых различных этажах исполнительной власти в стране. Эту идею попытались воплотить в жизнь, но ее постигла участь всех наших красивых и правильных идей улучшения госуправления. Так что по случаю юбилея все поклонники административной реформы могут возложить цветы к ее могиле.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости