Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Президент и «опора» бизнеса

15 ноября, сразу после окончания съезда общественной организации малого и среднего бизнеса «Опоры России», на котором ее президентом был избран Александр Бречалов, представители организации были приняты президентом страны.

Встреча проходила по стандартному сценарию: бизнес жаловался, президент успокаивал и обещал.

Владимир Путин заявил, что количество малых и средних предприятий в стране растет, хотя этот уровень далек от того, который должен бы быть. Вклад в экономику малого бизнеса в России сейчас составляет 21 - 22%, в США этот показатель 50%, в Китае - более 60.

В ответ только что сдавший президентский пост «Опоры» и ставший главой ее попечительского совета Сергей Борисов посетовал на то, что местные власти не особо заинтересованы в развитии малого бизнеса и в тех сферах, где бы он мог успешно работать, напротив, испытывает жесткую конкуренцию со стороны МУПов - муниципальных унитарных предприятий. Так, по словам Сергея Ренатовича, 24 тысячи МУПов задействованы в сфере недвижимости, оптово-розничной торговли, где с успехом могли бы трудиться частники. «Хорошо бы, если МУПы открывались в тех сферах, куда бизнес не идет», - предложил Борисов.

Увы, не было на встрече руководителя ФАС Игоря Артемьева, чтобы объяснить, что предложение Сергея Ренатовича противоречит закону о конкуренции, поскольку речь идет о недопущении потенциальных конкурентов на рынок. Правда, исполнительная власть на местах особенно успешно практикует именно такую политику, но представители предпринимательства в данном случае тоже хотели бы нарушить закон. Выступил и новый президент «Опоры» Александр Бречалов. Он предложил заинтересовать глав городов и районов поддерживать и развивать малый бизнес, оставив все налоговые поступления от него в муниципалитетах. С точки зрения построенной вертикали власти, автор такого предложения должен быть признан «бунтовщиком, хуже Пугачева»: чиновничья вертикаль на том и стоит, что нижестоящее начальство должно большей частью кормиться с рук начальства вышестоящего. Передача сколь-нибудь значительных налоговых поступлений с верхней ступени лестницы на нижнюю – практически призыв к революции, так как может в итоге обрушить всю систему.

Кроме того, Бречалов явно запамятовал, что власть чиновникам, местным ли, региональным ли, дается, как говорили в давние времена «в кормление». А потому не стоит надеяться, что перевод из одного бюджета в другой официально приходящих налоговых поступлений умерит аппетиты тех, кто привык кормиться с подведомственного малого и среднего бизнеса. Вот Московская область согласилась передать муниципалитетам «упрощенку». Вот президент заявил, что уже с 1 января года 90% поступлений от реализации патентов будут оставаться в муниципальной казне. Все это должно стать наглядным экспериментом: приносит ли перераспределение налогов облегчение малому бизнесу.

Особое внимание глава государства уделил финансовым вопросам. Он предложил расширить меры поддержки кредитования малого и среднего бизнеса, которых сейчас, по его мнению, явно недостаточно. «Если мы ставим задачу создать 25 миллионов новых или модернизированных рабочих мест, прежде всего в инновационной сфере, то тогда все заинтересованы, чтобы малый и средний бизнес развивался по этому генеральному для нас инновационному направлению» - заявил Владимир Путин. Однако около 40 процентов представителей малого и среднего бизнеса до сих пор работают в сфере торговли, где с кредитами проблем куда меньше. Именно поэтому поддержка кредитования малого и среднего бизнеса, который намерен посвятить себя инновациям, была бы весьма кстати. Причем как со стороны федерального центра, так и регионов. Разумеется, то, что сказал президент, правильно и справедливо. Но не менее правильно и то, чего он не отметил. 40% торгового бизнеса – это, разумеется, очень много, но для того самого высокотехнологичного и инновационного бизнеса, за развитие которого ратует Путин, нужна другая бизнес-среда, другие условия существования предпринимателей.

Это уличные торговцы работают, трясясь от мысли, что завтра их палатку могут закрыть и снести без объяснения причин, а весь товар забрать и увезти в неизвестном направлении. Потенциальные биллы гейтсы и стивы джобсы так работать не могут. Высокотехнологичный бизнес не выживает в условиях, когда сотрудники правоохранительных органов берут в пример полицмейстера из гоголевских «Мертвых душ», который заходил в купеческие лавки, как к себе домой.

Если некий чиновник из столичной префектуры может открыто заявить, что не понравившиеся ему малые торговые точки – это вчерашний день, а потому с ними нужно бороться, то в этом городе не изобретут новый айфон и не создадут суперновый компьютер. Потому что это сделают только там, где понимают: малый и средний бизнес – это сегодняшний, а главное – завтрашний день страны, а бездарные самоуверенные чиновники – это ее позавчера.

Конечно, Владимир Путин хочет, чтобы малый и средний бизнес в России развивался и вклад его в экономику страны достиг 50-ти, а то и 60%. Однако самая серьезная помощь с его стороны – не перераспределение налогов и не забота о кредитах для предпринимателей. Бизнес необходимо освободить от жесткого административного пресса, от постоянных поборов, от коррумпированных чиновников. Без этого не получится ничего. Но, к сожалению, на встрече руководителей «Опоры России» с президентом страны эта тема как-то не прозвучала.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости