Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Помочь рядовому бизнесу

15 ноября главой кабинета министров было подписано Распоряжение Правительства от 2012 г. №2096-р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)».

Этот документ окончательно утвердил два перечня:
перечень показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года);
перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года).
Оба они до этого были утверждены Указом Президента РФ от 10 сентября 2012 года.

Первый перечень содержит 12 пунктов:

    1. Общая характеристика предпринимательским сообществом условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата. 2. Совершенствование таможенного администрирования. 3. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. 4. Повышение доступности энергетической инфраструктуры. 5. Поддержка доступа на международные рынки и рынки иностранных государств и поддержка экспорта. 6. Оптимизация процедуры государственной регистрации юридических лиц. 7. Совершенствование налогового администрирования. 8. Повышение доступности банковских кредитов. 9. Совершенствование системы защиты прав инвесторов. 10. Оптимизация процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 11. Развитие конкуренции. 12. Улучшение международных долгосрочных кредитных рейтингов Российской Федерации.
Второй перечень несколько короче:
    1. Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата. 2. Наличие основных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих. 3. Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда. 4. Состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров. 5. Качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры. 6. Инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций. 7. Развитие среднего и малого предпринимательства. 8. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. 9. Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

Поскольку в обоих перечнях первые места занимает оценка (общая характеристика) предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, обратим внимание именно на нее.
В день, когда премьер Медведев подписывал свое распоряжение, прошел съезд Общероссийского общественного движения «Развитие предпринимательства», делегаты и участники которого обратились с открытым письмом к президенту страны. И это письмо, безусловно, содержит ту самую оценку предпринимательским сообществом условий ведения бизнеса:
«В последнее время по стране массово сносятся объекты мелкорозничной торговли и сферы услуг, расположенные в некапитальных строениях, в том числе - выполненные по утвержденным ранее проектам, из современных материалов, стоимостью в сотни тысяч и миллионы рублей. Просьбы законопослушных предпринимателей сохранить объекты, готовность в очередной раз модернизировать их, поменять профиль игнорируются. При этом внятных альтернатив по переводу бизнеса на новые места, в капитальные строения людям, построившим объекты, создавшим рабочие места за собственные или заемные средства, не предлагается. Сотни тысяч теряют работу.

Сказанное характерно для многих регионов. При этом речь ведется не об объектах, незаконно установленных изначально, торгующих контрафактной продукцией, не платящих налогов в казну города. Таких объектов быть не должно. Однако часто страдают добросовестные предприниматели, теряющие последние деньги.

Развивать предпринимательское дело в условиях неопределенности невозможно. В бизнесе необходима стабильность, предсказуемость. Предприниматель, работающий за свои деньги, должен знать, что будет с делом его жизни завтра и послезавтра, что он передаст сыну. Сейчас же доверие малого бизнеса к власти во многом потеряно. Люди в отчаянии. Растет недовольство. Предпринимательское сообщество политизируется». Подобные оценки условий ведения бизнеса – не редкость. И на нашем сайте они появляются с удручающей регулярностью.

Так не раз и не два говорилось о тяжелейшей ситуации с малым торговым бизнесом в столице. Об этом же пишут предприниматели из движения «Развитие предпринимательства» Владимиру Путину:
«Две недели назад, 02.11.2012 Правительством Москвы принято постановление № 614-ПП, в котором 2 593 объекта, в том числе и законно установленные ранее, названы подлежащими выводу или сносу до конца 2012 года без каких либо компенсаций. «Незаконными» названы и объекты, законность размещения которых только еще рассматривается в суде, решения еще не вынесены или не вступили в силу. Через месяц 15 000 безработных? И это только одно из подобных постановлений. К «незаконным» относят объекты, стоявшие на договорах аренды, имевшие все разрешения?
По сути идет выдавливание одного типа торговли (услуг), ведущегося из некапитальных объектов, единственно доступного по-настоящему малому бизнесу (приобрести в собственность капитальный объект и обезопасить себя и свое дело от непоследовательных административных решений под силу только большим компаниям), в угоду сетевикам, моллам, гипер- и супермаркетам.

Люди, долгое время честно работавшие на благо страны, не должны страдать из-за изменения нормативной базы или прихода нового руководителя. Бизнес законопослушных предпринимателей, их инвестиции должны быть защищены, рабочие места сохранены, законно установленные ранее объекты не должны уничтожаться без предварительного принятия компенсационных мер, без предложения предпринимателям вариантов перевода бизнеса на новые места».

Разумеется, названные в упомянутых выше перечнях моменты, тоже важны для отечественного бизнеса, но они вторичны в сравнении с административным прессом, выжимающим из малых и средних предпринимателей все соки. Причем конкретному предпринимателю, в общем-то, все равно, разрушает его предприятие конкретный недобросовестный чиновник, или речь идет о политике местных или региональных органов власти.

Прекрасно, что «Росреестр» к 2018 году должен увеличить долю услуг, оказываемых в электронном виде, с нынешних 5 до 70%. Еще лучше, что ФНС должна сократить максимальное время, затрачиваемое на деятельность, связанную с уплатой налогов, предприятиями малого и среднего бизнеса с 290 до 150 человеко-часов. Что максимальный срок регистрации ООО должен уменьшиться с 5 до 3 дней. Но куда лучше, если самые разнообразные учреждения перестанут запрашивать у предпринимателей по любому поводу сотни справок. И совсем уж замечательно, если руководители различных уровней лишаться права предлагать безумные налоговые новации, вроде налога на убытки.

И нельзя придумать ничего лучше безусловной ответственности любых должностных лиц за свои противоправные действия (это, правда, относится не только к отношениям между государством и бизнесом).
«У нас есть предложения по решению проблемы, мы готовы работать, а не только предлагать, пишут предприниматели главе государства. - Просим Вас срочно вмешаться в ситуацию, помочь предпринимателям наладить диалог с исполнительной властью в регионах, в столице. Еще месяц – и может быть поздно».

Услышат ли их? Захотят ли услышать всех тех, кто готов еще на диалог? Или так и будут появляться указы и распоряжения, по форме направленные на поддержку предпринимательства, но, по сути, не решающие главных его проблем?

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости