Известное выражение «случайности не случайны» вполне подходит и к теме затрагиваемого нами института уполномоченного по правам (далее также - омбудсмен), в том числе и уполномоченного по защите прав предпринимателей. Многим может невольно показаться, что появились омбудсмены случайно и что их существование обусловлено бюрократизацией государства. Для того чтобы понять истинную природу омбудсменов необходимо совершить исторически-теоретический экскурс.
На заре формирования полицейского (управляющего) государства, когда государство видело своей основной целью управление всеми сферами жизни по средствам законов, появилась совершенно объективная необходимость в установлении режима законности1. Именно в этот самый момент (в 1302 году), подчеркнем, в силу сложившейся объективной необходимости возникает Прокуратура. Роль нового государственного органа была определены позже словами «глаза короля» во Франции, или «око государево» в России. Задачи Прокуратуры соответствовали поставленной цели по обеспечению режима законности. Прокуроры осуществляли надзор, т.е. занимались наблюдением за неукоснительным исполнением действующих законов, и в случае выявления закононарушений сообщали о них государству, в свою очередь государство мерами государственного принуждения устраняло нарушения и привлекало виновных к ответственности. Следует отметить, что ныне Прокуратура в России по инерции продолжает осуществление надзора, однако все больше нам представляется ее присутствие в таком качестве излишним.
Переход от государства полицейского (управляющего) к государству правовому характеризуется изменением основной цели государства, которое ныне, фактически, формулируется так - «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание (т.е. установление этих прав в основном законе и иных нормативно-правовых актах), соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства2.
Теперь целью государства является охрана прав и свобод, и не только тех, которые установлены основным законом или законами, но и иными нормативно правовыми актами как внутринациональными, так и международными. Государство стало охраняющим. Устанавливается качественно иной режим – верховенство права. Смыл прокурорского надзора за соблюдением законов автоматически теряется, но появляется объективная необходимость в институтах, которые будут наблюдать за государством и его органами по осуществлению взятого обязательства соблюдать и защищать установленные права и свободы. Такими институтами, в числе прочих, стали и уполномоченные по правам или, как их часто именуют на западный манер, омбудсмены.
Омбудсмен3 (от шведского ombudsman – представитель, уполномоченный действовать от имени кого-либо в интересах уполномочивающего). В научной литературе момент возникновения этого института определяется моментом введения в 1809 году должности Justitie-Ombudsmannen (омбудсмена юстиции) в Конституции Швеции. До 1913 года институт развивался в пределах одного государства и только после выхода из состава Российской империи должность омбудсмена вводится конституцией Финляндии. Реальное же свое значение институт приобретает после 60-х годов прошлого столетия.
Сообразно цели правового государства задача омбудсменов все больше приобретает вышеуказанное нами значение, а именно осуществление надзора и контроля над государством и его органами по осуществлению взятого обязательства соблюдать и защищать установленные права и свободы.
Несмотря на то, что нами используется обобщенное наименование «омбудсмен», в разных странах этот институт именуется по-разному. Так, в Республике Азербайджан должность именуется «комиссар по правам», в Великобритании «парламентский уполномоченный по делам администрации», в Испании «защитник народа». В Российской Федерации используется словосочетание «уполномоченный по правам».
В момент появления у Российской Федерации (определяется моментом принятия действующей Конституции) обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека появляется и должность парламентского омбудсмена – Уполномоченный по правам человека. Нам представляется, что парламентский омбудсмен является наиболее важным из всех существующих в Российской Федерации омбудсменов (на федеральном уровне 3 омбудсмена). Во-первых, деятельность Уполномоченного по правам человека установлена Конституцией Российской Федерации, а именно пунктом (д) ч. 1 статьи 103. Во-вторых, Основной закон обязывает принять федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность Уполномоченного по правам человека. Уполномоченные по правам человека действуют и в субъектах Федерации.
В соответствии с п. 34 Конвенции о правах ребенка Президент РФ указом от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"4 вводит институт Уполномоченного по правам ребенка. В отличие от Уполномоченного по правам человека – Уполномоченный по правам ребенка находится при Президенте России – это значит, что назначается и освобождается от должности такой омбудсмен Президентом Российской Федерации. Вышеназванный Указ кроме прочего рекомендует введение Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, которые в ряде регионов уже имеются.
Статья 34 Основного закона Российского государства гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Долгое время государство либо само не соблюдало (и даже само нарушало), либо вообще не защищало вышеизложенное право. Мы помним 90-тые годы прошлого столетия и начало 2000-х тысячных, когда по России разгуливало, а в некоторых местах продолжает разгуливать рейдерство. Мы знаем, какой уровень коррупции налагает на предпринимателей своей тяжестью. Но государство развивается, и, все больше становясь правовым, оно видит необходимость менять существующее положение дел в экономике, которая в России держится на «нефтяной игле».
22 июня 2012 г. Указом Президента № 879 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей"5 омбудсменом назначается уважаемый в кругах предпринимателей, Титов Борис Юрьевич, что вполне соответствует духу института омбудсменов (в практике омбудсменами старались назначать всеми уважаемых людей), о чем глава государства сообщил днем ранее на Петербуржском международном экономическом форуме.
Литература:
- Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие. / Под редакцией А. Ю. Сунгурова. – СПб: Норма. 2003. - 312 с.
- Кудинов Л.Д. к.ю.н. Лекция от 08.04.2012 «Прокурорский надзор»
- Статья: Правовые проблемы развития института омбудсмена как органа государственной защиты прав человека в Российской Федерации - Т.Д. Зражевская. («Омбудсмен: государства и защита прав человека», 2012, №1) из информационного банка «Юридическая пресса»
- Статья: Прокуратура и уполномоченный по правам человека в РФ - И.М. Байкин. («Конституционное и муниципальное право», 2011 № 11) из информационного банка «Юридическая пресса»
- Статья: Институт омбудсмена в России и Европейском союзе: опыт сравнительного анализа – Ю.А. Клочкова («Международное публичное и частное право», 2007, №4) из информационного банка «Юридическая пресса»
1 Режим, характеризующийся ВЕРХОВЕНСТВОМ ЗАКОНА.
2 Статья 2 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
3 В литературе также встречается омбудсман.
4 Собрание законодательства РФ. 2009. N 36. Ст. 4312.
5 "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст. 3509