В Центре Международной Торговли прошел очередной Всероссийский Форум деловых СМИ. Тема Форума - «Роль СМИ в защите интересов отечественного бизнеса в условиях ВТО». Статусное мероприятие во главе с Президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным, председателем Союза журналистов Всеволодом Богдановым и сенатором Александром Торшиным, которые участвовали и в награждении победителей ХIХ Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России».
Несколько десятков представителей различных СМИ пытались донести до статусного начальства традиционные проблемы отрасли. Понятно, что акцент был сделан на взаимоотношении СМИ и бизнеса, роли государства. Говорили и о специфике, связанной со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию.
Сергей Катырин поделился информацией о создании центра «Россия в ВТО», который должен оказывать консультации и помогать бизнесу, так как выезды в регионы показали слабую информированность бизнеса, отсутствие достаточного количества специалистов и юристов.
Сенатор Торшин зачитал приветствие председателя Совета Федерации, из которого запомнилось, что «деловые СМИ должны помогать предпринимателям…». Сам сенатор «нес пургу», из которой удалось понять, что в интернете «надо задуматься о последствиях» и «должна быть самоцензура», и «мы очень рассчитываем, что деловые СМИ будут нам помогать». Остальное трудно перевести на нормальный язык – сумел ведь Александр Порфирьевич запутать общество, возглавляя комиссию по расследованию трагедии в Беслане.
Всеволод Богданов посетовал, что «… у нас за эти годы деловые СМИ очень много потеряли».
Интересные и содержательные выступления чередовались с неприкрытым пиаром, что традиционно присутствует на подобных конференциях и форумах.
В надежде выступить, передал ведущему записку, обозначив две важные проблемы. Подготовил и план выступления, но время неумолимо шло к торжественной части – награждению, о чем было объявлено и высказано пожелание представить доклады в письменном виде для вхождения их в сборник.
Поняв тщетность попытки заявить о проблемах, решил опросить представителей средств массовой информации, задавая всего лишь два вопроса: 1. Знаете ли вы, что в прошлом году предпринимательское сообщество должно было отметить 25-и летний юбилей российского предпринимательства? 2. Известно ли вам, что в этом году 26 мая будет отмечаться 25 лет со дня выхода закона № 8998-XI «О кооперации в СССР»? Опросить удалось лишь около 20 представителей деловых СМИ. Ответы сильно удивили. На первый вопрос положительно ответило лишь 10% респондентов, на 2-й – 0! Думаю, ответы остальных участников не сильно изменили бы печальную статистику. Жаль, что ведущий Александр Шкирандо не нашел времени для моего выступления.
Надеялся я и на возможность донести вторую проблему до руководства российской палаты и деловых СМИ, один из представителей которых утверждал, что «не надо предпринимать действий по защите бизнеса. Это должен делать сам бизнес, а СМИ – об этом напишут». Суть проблемы в том, что на Западе от 80 до 100% бизнеса состоят в предпринимательcких союзах, и «машина» эта скоро будет осваивать российские регионы. Мы, со своими 5 -7% консолидированного предпринимательства, не способны будем противостоять западной (и не только) армаде! Любопытно, что представитель Томской ТПП, представивший красочную презентацию деловых связей палаты, рассказал мне, что из 53 000 хозяйствующих субъектов области членами палаты является лишь 364 члена (около 0,7%).
Ответ на вопрос, стоящий в названии Форума – «Как защитить бизнес в условиях ВТО», в массовой консолидации российского бизнеса как в союзы производителей товаров и услуг, так и в союзы работодателей (смотри статью «Реформа МТПП как первый шаг к процветанию России» – авт.). Понятно, что без поддержки этих процессов со стороны государства в лице Министерства Экономики, которое либо не хочет ничего делать, либо не понимает важности этой работы, запустить механизмы консолидации будет практически невозможно, несмотря на предложения энтузиастов, позволяющие при желании запустить механизмы виртуальной, а затем и реальной консолидации.
Следующим шагом в этой благодарной для бизнеса, государства и общества работе, должна быть передача полномочий от неуклюжего и громоздкого государства не свойственных ему функций предпринимательским сообществам, представляющим к тому моменту весь российский бизнес. В этой новой для России системе бизнес-союзов достойное место должны будут занять и средства массовой информации, объединенные в гильдии и ассоциации, с учетом их специализации.
Вот такая задача должна стоять перед руководством системных бизнес-сообществ и руководством страны, если есть желание к 2018 году выйти на намеченное Президентом РФ 20-е место в рейтинге «Doing business».