Система господдержки малого и среднего предпринимательства изжила себя или еще может быть «проинвентаризирована и отремонтирована»?
Существующая в России уже восемь лет система раз от раза дает сбои. Подтверждение этому получено из региона, который много лет считался одним из самых образцовых и передовых «поддержантов» сектора — Ленинградской области. В период завершения в минэкономразвития процедуры распределения 18-миллиардных субсидий в региональные бюджеты по направлению «поддержка малого и среднего предпринимательства» прокуратура Ленинградской области обнаружила нецелевое использование средств. В разных районах области регистрировались юрлица и ИП, получали каждый от 100 до 300 тысяч рублей в качестве безвозмездных и безвозвратных грантов на открытие и развитие собственного дела и… собственно, и все. Работать, как выявила прокуратура, такие бизнесы и не собирались. Таких эфемерных «бизнесов» было создано на шесть миллионов рублей. Конечно, капля в море. Но море-то большое, всех капель не отыщешь, поскольку система мониторинга и оценки эффективности «освоения» денег в регионах не создана. Нарушения то и дело вскрывают правоохранительные органы. А в органах власти, ответственных за поддержку бизнеса, заинтересованности в измерении эффективности, похоже, нет.
Вот и получается: одна рука государства создает стимулы для развития МСП, а другая — пытается «лупить» по негативным результатам.
Механизмы и инструменты поддержки малого (а потом и среднего) предпринимательства в России стали внедряться с начала 1990-х годов. В начале 2000-х эта практика сошла на нет, возродившись к 2005 году. Поскольку МСП — это наше все, сложно уже придумать направления, по которым это «все» сейчас не поддерживается.
Самый ходовой инструмент — раздача грантов бизнес-новичкам. Только ленивый не сказал о том, что этот инструмент не эффективен ни с экономической, ни с социальной точки зрения, и от него давно пора отказаться. Но машина продолжает работать.
Субсидируются ремесла, народные промыслы, сельский и экологический туризм, инновационные компании. Стимулируются энергоэффективность, технологическое присоединение к сетям, локализация производства, начинающие экспортеры, участники кластеров, покупающие оборудование или модернизирующие производство, социальные предприниматели. Список можно продолжить.
Инфраструктура, поддерживающая МСП, финансируемая из того же источника, тоже чрезвычайно разнородна: это бизнес-инкубаторы, региональные фонды содействия развитию венчурных инвестиций и бесчисленное множество центров. Коммерциализации технологий, территориальных, промышленных, инновационных и транспортно-логистических кластеров, коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые и испытательные центры, технологической компетенции, технопарки, микрофинансовые организации, гарантийные фонды. Одно из самых свежих направлений — финансирование «мер, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства».
Так не пора ли проанализировать работу многочисленных «помощников» бизнеса?