Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Праздничные похороны

Замечательным показателем государственной заботы о малом бизнесе стал материал в «Известиях». Пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов рассказал журналистам этого издания о том, что по центру Москвы пройдут 14 видовых маршрутов со смотровыми зонами, которые появятся в тех местах, откуда открываются наиболее живописные городские пейзажи. Первые проекты должны начать реализовываться в столице уже до конца года.

«Видовые маршруты пройдут по наиболее популярным и любимым у людей местам, — рассказал Большунов. — Это зона возле метро «Арбатская», Устьинская и Фрунзенская набережные, Большая Никитская улица, Покровка, Елоховская площадь и другие значимые для москвичей и гостей столицы места».

Какое, казалось бы, отношение к малому бизнесу столицы имеет этот проект? Оказывается, непосредственное. Как заявил Большунов, в рамках проекта уже выявлены зоны, которые нарушают или загораживают красивый вид на город с будущих смотровых зон. «Речь не идет о зданиях, но временные постройки, торговые павильоны, палатки и рекламные конструкции, находящиеся в видовой зоне, будут демонтированы, — заявил пресс-секретарь префектуры ЦАО. — Это будет сделано для того, чтобы ничто не мешало наслаждаться видами Москвы».
Вот так найдена новая «уважительная» причина для сноса в Центральном административном округе столицы тех торговых павильонов и палаток, которые еще не снесены до сих пор.

В это же время Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 1,3 раза — до 7,7 млн (в это число войдут и 5,4 млн индивидуальных предпринимателей). А премьер-министр Дмитрий Медведев подписывает очередную «дорожную карту» от АСИ по поводу МСБ, где прописан рецепт спасения этого бизнеса: обязать компании с государственным участием четверть закупок делать именно у малого и среднего бизнеса. Интересно, что они будут закупать у фирм, которым даже пивом уже запретили торговать?
Еще интереснее выглядят планы МЭР. С начала года закрылись и снялись с учета в налоговых инспекциях, по одним данным 350, по другим – 650 тысяч индивидуальных предпринимателей, и наша власть, в очередной раз обмишурившаяся с новой налоговой ставкой, больше всего хочет не исправить ошибку, а сделать вид, что ее не было. Откуда в этих условиях возьмется тридцатипроцентный рост количества малых предпринимателей? Правда, в стране, где на выборах в отдельных регионах оказывается 146% голосов, с цифрами может быть все, что угодно.

Но цифры цифрами, а малый бизнес, прежде всего, дает возможность миллионам людей заработать себе на жизнь, не заморачивая этой проблемой государство. На 1 января 2012 года у нас действовали 6 млн малых и средних предпринимателей, заметим — из них 4,1 млн были индивидуалы. А всего, по данным «Опоры России», в секторе МСП без учета внешних совместителей было занято 16,8 млн человек. Это, между прочим, почти 25% от экономически активного населения России. По нашим понятиям, совсем немало, по опыту развитых стран, - просто слезы. Еще раз обратимся к данным «Опоры России»: в ЕС малый бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в экономике, а США — и того больше. На 1000 россиян в среднем приходится 6 малых предприятий, в ЕС — не менее 30. Радужный прогноз Минэкономразвития обещает нам, что к 2030 году менее 35% трудоспособного населения будет работать в малом бизнесе. Даже если поверить в это, получиться в два раза меньше, чем в ЕС. Да и в это пока трудно поверить.
Есть, правда, один нюанс: если постоянно встречающиеся цифры работающего в тени малого бизнеса точны, то уровня его развития через 15 лет мы, на самом деле, уже достигли. Только кого это может обрадовать? Между тем нормальная работа «в белую» становится все недоступнее.
Вот киоскам и павильонам запретили торговать пивом. Не за горами запрещение торговать табачными изделиями. Какую часть малого торгового бизнеса эти решения выкинут с рынка? А ведь торговый бизнес (хорошо это или плохо – другой вопрос) – основной сегмент малого бизнеса.

Совсем недавно правительство Москвы выступило с новой инициативой: заменить государственными ДЭЗами частные компании, работающие на столичном рынке ЖКУ. И в тень тут никому уйти не удастся. Потайная управляющая компания со слесарями – призраками – кто-нибудь может в это поверить?

Председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов печально констатировал: «нам еще предстоит осознать, что случилось, как мы зачистили от предпринимателей огромные территории». Кто теперь будет исправлять эти ошибки?

Вот предвыборная программа руководителя «Яболка» Сергея Митрохина, собравшегося бороться за кресло мэра столицы. О поддержке бизнеса целый раздел, наполненный здравыми мыслями. Тут и мораторий на неправовую ликвидацию субъектов малого бизнеса, и льготы по арендной плате для социально значимых и научно-производственных предприятий малого бизнеса, и создание единой системы критериев выкупа предприятиями малого бизнеса арендуемых городских помещений. И еще ряд правильных мер.
Представим себе на минуту фантастический вариант: Митрохин становится столичным градоначальником. Долго ли он продержится, если попытается претворить в жизнь эти идеи? Ему будет противостоять могучий союз чиновников, правоохранителей, депутатов и дружественного им бизнеса – выгодоприобретателей нынешней ситуации. И в рамках существующей коррумпированной системы победить этот союз не получится.

Простой пример: куда делись люди, еще недавно покупавшие пиво в ларьках? Аналитики Sberbank CIB провели исследование, показавшее, как изменились покупательские потоки спустя полгода после введения запрета на продажи пива в ларьках. Выяснилось, что 22% респондентов, ранее покупавших пенный напиток в киосках, теперь делают это в магазинах «Магнита», 20% — в магазинах Х5 Retail Group, по большей части в «Пятерочках», еще 7% предпочли «Дикси» и «Викторию».
Кто-нибудь сомневался, что исчезновение киосков выгодно представителям «большой розницы»? Запрет на торговлю в ларьках сигаретами вообще сделает их монополистами.
Конечно, еще остаются небольшие частные магазины, не попавшие под последние запреты, но с ними тоже можно бороться. Вот уже три комитета Госдумы направили письмо ее главе Сергею Нарышкину и лидеру фракции «Единая Россия» Владимиру Васильеву с предложением снять с рассмотрения законопроект по налоговым льготам для торговых сетей. Оказывается, есть законодательная инициатива освободить торговые сети от обременения, которое якобы наступает у них в связи с хищением товаров в розничной торговле покупателями. Государству предлагается «простить» сетям по самым минимальным расчетам 15 млрд рублей. При этом сами сети, ежегодно увеличивающие высокими темпами прибыли, перестанут нести ответственность за сохранность товаров.

Сейчас депутаты против подобного законопроекта: он лишит серьезных поступлений региональные бюджеты. О том, что сети таким образом получат серьезнейшие преимущества перед частными магазинами, речь не идет. И никто не знает, как может измениться настроение депутатов Госдумы в самое ближайшее время.

А ведь это – решения, принимаемые и лоббируемые только на федеральном уровне, по решениям, принимаемым в регионах и на местах, вполне можно написать сценарий фильма ужасов.
Под реляции о безграничной поддержке, под создание новых «дорожных карт» и клятвы в вечной любви малый бизнес попросту уничтожается. Зато как празднично выглядят его похороны, с каким энтузиазмом поется над гробом «многая лета» - просто загляденье. И если кому-то не нравится этот праздник, то другие пока, судя по всему, не запланированы.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости