Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Постановление Администрации Костромской области от 27 июня 2013 года № 265-а «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Костромской области»: пример лучшей практики

Это постановление, судя по тому, что опубликовано на официальном сайте администрации Костромской области, вступило в силу. Нашел я его почти случайно, набирая материал для нового раунда мониторинга развития ОРВ в регионах. Еще пару месяцев назад следил за областью целенаправленно. ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» успешно проиграл конкурс на работы по ОРВ для областной администрации (Департамент экономического развития, промышленности и торговли) Костромскому государственному университету имени Н. А. Некрасова. Ну, естественно, в нашем понимании незаслуженно – местное сообщество, судя по обсуждениям на форумах (особенно старались Костромские Джидаи – последователи Навального на областном уровне), «поженило» БТ на том конкурсе без нашего на то ведома. В такой ситуации просто необходимо было податься на эти федеральные средства (выделялись на проведение административной реформы), выступить хорошей заявкой. Проект был короткий – 40 дней. Где-то на втором месяце с его начала мониторить в сети перестал – надоело ждать эффекта от той работы или хоть какого-то сообщения о деятельности. И тут вот всплыло. Именно всплыло, так как найти в Гаранте или Консультанте у меня этого постановления почему-то не получалось.

Ну что ж, постановление как постановление, на первый взгляд – руки, ноги есть. Есть вот сам порядок ОРВ проектов актов, есть отдельно Порядок проведения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по ОРВ проектов нормативных правовых актов публичных консультаций по проекту нормативного правового акта. Формы документов есть – заключения, уведомления, сводки предложений по публичным консультациям, перечень обсуждаемых вопросов. Даже некие контрольные листы изобретены (про них отдельный разговор можно вести как о ноу-хау – нигде в субъектах еще не видел такого). То есть, если не читать, то акт вполне себе полноценный. Но не сдержался – почитал. Вывод очевиден: лучше бы те федеральные средства вернули бы обратно или раздали бедным.

Когда начинаешь читать, вроде сперва все нормально, но какое-то беспокойство нарастает, что что-то не так. И вот: «пункт 13. Срок публичного обсуждения проекта НПА, подлежащего ОРВ, составляет 5 календарных дней со дня размещения проекта НПА на официальном сайте, за исключением проектов законов Костромской области, в отношении которых срок публичного обсуждения не может составлять менее 10 календарных дней. ПЯТЬ, ПЯТЬ ДНЕЙ!!! А если на выходные то ТРИ, ТРИ рабочих дня! Кто-то видно так запыхался делать тот НИР, что 5 дней показалось вечностью! А мы то мудрецы спорим тут в других субъектах, достаточно ли месяца, чтобы бизнес нормально ответил, все посмотрел, взвесил там.

Смотрим дальше. И о, ужас, бедные разработчики проектов актов: сведения по публичным консультациям разработчик должен свести за 1 день после их окончания! Еще и пояснительную доработать, увеличив ее чуть ли не в 2/3 объема (добавить нужно ключевые сведения, самые трудоемкие в исполнении, например, о расходах предпринимателей). Не завидую. Зато на заключение об ОРВ барские по сравнению с этими сроки в 10 дней установили.

И зато вот отличные принципы ОРВ установлены:
«5.Основными принципами ОРВ являются:

  • обеспечение рассмотрения проектов НПА максимально возможным кругом заинтересованных сторон процесса ОРВ;
  • доступность информации о процедуре ОРВ на всех стадиях ее проведения;
  • оправданность предполагаемых издержек общественными выгодами от регулирования;
  • обеспечение оперативности, экономичности и качества проведения процедуры ОРВ;
  • публичность проведения консультаций с заинтересованными сторонами процесса ОРВ;
  • полнота информированности правотворческого органа о возможных последствиях принятия нормативного правового акта, в отношении которого проведена процедура ОРВ».

Насчет оперативности уже уверен – соблюдается. Гонка такая, что создается впечатление о нескольких тысячах утверждаемых ежегодно актах в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. Но насчет качества что-то сомнения какие-то при таких-то сроках, может и необоснованные и я что-то между строк акта не прочитал. Публичность? А что публичность. Проект акта публике на сайте показывается же 5 дней. На втором этапе уполномоченный орган обсуждает проект акта только с бизнес-ассоциациями, с которыми будет заключено соглашение. Этакий закрытый клуб. Наверное, уже при такой открытости они в очередь выстроились их заключать – иначе то как узнать что делается и дать свое мнение? Принцип № 1 уже не соблюдается таким образом. Можно подумать, Костромская область просто ломится от собственных средств в бизнесе, просто некуда девать инвестиции, прет как из горшка с кашей из сказки. Поэтому проекты актов достаточно со своими тихо перетереть, никому ни показать или показать как-то издалека и ненадолго. И дело с концом. А внешний инвестор - а что внешний инвестор? У нас для него есть Стандарт АСИ, мы вот по дорожной карте его внедрения работаем. Кстати что-то не особо там мероприятия-то исполняются, судя по размещенному файлу этой самой карты. Вот по ОРВ только с опережением. Спешили обогнать федеральный закон № 176-ФЗ об ОРВ в субъектах и муниципалитетах, и что интересно – обогнали ведь на 5 дней!

А это вот уже из порядка публичных консультаций: «7. По результатам публичных консультаций уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней составляет справку о проведении публичных консультаций, в которой отражаются мнения, замечания и предложения участников публичных консультаций, а также позиция уполномоченного органа по данным мнениям, замечаниям и предложениям». Т.е. такая уверенность крепкая в качестве нормотворчества, что одно несерьезное замечания можно неспешно и 2 дня обсуждать. Пусть ленивые другие устанавливают себе большие сроки, чтобы было время все учесть или вдумчиво отбить. Это у них с замечаниями, у нас-то все ОК. Что-то подсказывает, что срок-то вообще как и мероприятие для галочки стоит. Но, впрочем, о сводках с полей никто не узнает кроме уполномоченного органа – справка о публичных консультациях на сайте не размещается – и разработчика, которому та направляется. Это для его сведения! А не для тех, кто хочет влиять на качество регулирования собственной сферы деятельности. В общем, похоже на опыт Башкирии – пишите ваши комментарии по такому-то адресу. Вечно пишите, сведения об учете или не учете, да и вообще рассмотрении ваших ценных предложений получите в следующей жизни или пишите отдельный официальный запрос.

Насчет сайта, точнее раздела по ОРВ, на котором и «публичные обсуждения», и заключения по этому постановлению должны размещаться – честно искал, что-то не находится. Ни на администрации, ни на портале госорганов области, ни на сайте Департамента экономического развития, промышленности и торговли. Что-то подсказывает, что перенят лучший опыт Московской области – ОРВ там как бы идет уже более полугода, а сайта как не было так и нет.

Ну ладно дальше копать не буду. Вот только. Чек листы мне понравились с проверкой того, надо ОРВ или не надо ОРВ и по форме публичных консультаций. Не понял только, зачем в первом из них отделяются друг от друга «общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью» и «общественных отношений, связанных с инвестиционной деятельностью». Я вот не видел пока бизнеса без инвестиций, даже фарцовка требовала денежных вложений. И эта конструкция меня совсем не задела: «В случае если в контрольном листе № 1 на поставленные вопросы получены один и более положительных ответов, разработчик принимает решение». В этом листе всего 2 позиции, причем взаимосвязанные. Что он дает не понятно, если к нему пояснение прикладывается с детальным перечнем сфер, по которым должно проводиться ОРВ. И вот на заполнение этого чек-листа, подписание будет уходить день, может два. Лучше бы добавили их к срокам публичных обсуждений.

До сих пор еще гадаю, какую смысловую нагрузку несет вот этот специальный пункт:
«27. В рамках проведения ОРВ проекта НПА в углубленном порядке уполномоченным органом проводятся публичные консультации в соответствии с порядком проведения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов публичных консультаций по проекту нормативного правового акта». Или я – тупой ослик, или это важнейший пункт документа, его можно так сказать основа, скелет.

В общем, втайне я надеялся, что результат будет лучше, масштабнее. Все таки и денег Университет запросил больше чем мы - заевшиеся москвичи (ну я в том смысле, что в заявлявшейся команде все таки 1 москвич у нас был). А сейчас это покупка на 7,8 млн. какого-то антиопыта. Ну хотя бы списали что ли с приказа Минэкономразвития от 25 сентября 2012 г. № 623 типовое положение (порядок ОРВ). Всяко у федерального уполномоченного органа галочку получили бы. Куда, кстати, смотрят федералы? Коллеги из департаментов ОРВ и госрегулирования в экономике МЭР! Вот как потрачены деньги по вашему направлению.

27 июня утвердили документ, а 28 июня оплатили на кассовый расход №215; сумма – 7 770 000.00 в российских рублях; объем – Научно-исследовательская работа по теме: «Совершенствование механизмов оценки регулирующего воздействия». Четко как в аптеке.

Эх, не дождались, пока Президент РФ подпишет Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов». Влезли вперед. Теперь вот с нетерпением жду, что там напридумываете про экспертизу действующих актов, которую в обязательном порядке надо будет проводить с 1 января 2014 года. Эх, не стали ждать эти 5 дней (опять пять дней!), на которые мы больше срок исполнения контракта поставили, чем Университет. Купили 5 дней за 1,5 млн. руб. разницы с нашим предложением. А могли бы ведь на эту экономию еще и сайт сделать или, скажем, «Агентство по развитию предпринимательства Костромской области» 3 месяца финансировать (судя по смете около того получается). Нет ведь, надо где-то в Шарье (почему в Шарье, мне казалось, что самый дальний от Костромы пункт – это Боговарово) семинар для муниципалов устраивать – знаете, в 2017 году к вам придет ОРВ? Бойтесь и учитесь заранее.

Ну да ладно, утвердили и хорошо – 5 баллов в нашем мониторинге заработали. Правда, из 80 максимальных. Посмотрим на заключения, через какое-то время, да на сайт, введение экспертизы.

Кстати, чем все это не сюжет для Костромских Джидаев теперь. Где вы, коршуны наши, ау! Отзовитесь! У меня есть еще любопытные документы по жалобам и переписке с областным департаментом экономики (которая так и не завязалась). Могу поделиться.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости