Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес - антитеррор

24 июля президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <...> по вопросам антитеррористической защищенности объектов». Казалось бы, что он простым смертным, не имеющим отношения к правоохранительным органам и спецслужбам. Но нет, к представителям отечественного бизнеса он, как оказалось, имеет самое непосредственное отношение. Данный закон устанавливает, что за антитеррористическую безопасность в местах общественного пользования, где одновременно концентрируется более 50 человек, отвечают «субъекты предпринимательской деятельности», ведущие там бизнес, — физические и юридические лица. И этим самым субъектам вменяется в обязанность «выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать террористические акты».
Проще говоря, вместо сотрудников полиции и ФСБ за наши с вами жизни теперь будут отвечать предприниматели, ведущие бизнес в местах возможных терактов. Именно они теперь обязаны выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и даже расследовать террористические акты. Если безопасность все же не будет обеспечена, отвечать предпринимателям придется согласно Уголовному кодексу. В Уголовном кодексе, правда, такая коллизия не предусмотрена, но, зная нашу Госдуму, можно быть уверенным: поправки в него будут внесены мгновенно.

Надо сказать, что идея переложить ответственность за возможные теракты на транспорте возникла после теракта в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года. Тогда Генпрокуратура предъявила претензии менеджменту аэропорта за то, что он не заменил собою профессионалов из МВД и ФСБ и не остановил человека со взрывчаткой. И сразу же были приняты поправки в Воздушный кодекс, которые вменили в обязанность руководству аэровокзалов следить за безопасностью по всему периметру. Однако досматривать пассажиров они все равно не имели права — такими полномочиями обладала только полиция.
Теперь службы безопасности аэропорта и нанятые ими частные охранные предприятия будут иметь право досматривать пассажиров.
Надо сказать, отталкиваясь от домодедовского теракта, большинство журналистов (а публикаций на эту тему было не так уж много) в основном и писали о тяжкой участи авиакомпаний: «Несмотря на то, что закон касается всех общественных мест, самые большие затраты, видимо, придется понести транспортным компаниям, причем в первую очередь — авиационным.
Согласно подзаконным актам, которые готовятся в недрах Министерства транспорта, им придется организовать непрерывную он-лайн трансляцию из самолетов. Одному только «Аэрофлоту» это может обойтись более чем в миллиард рублей — проводить интернет в самолетах довольно дорого, отмечают эксперты, опрошенные «Ведомостями».

Давайте отвлечемся от авиаперевозчиков и посмотрим на ситуацию под другим углом зрения. Помните ли вы, уважаемые господа, осень 1999 года? Тогда после московских терактов столицу буквально поставили на уши под предлогом защиты от террористов. Или вы уже забыли, как во всех домах составлялись графики дежурств, после чего бесстрашные старушки с мопсами на поводке обходили дворы, готовые сразиться с Шамилем Басаевым и его боевиками. И ведь дежурили круглосуточно.

Теперь команда встать на уши отдана отдельно взятой части общества, но уже по всей стране. Причем уточнение, что местами массового скопления людей будут считаться места, где собирается 50 человек, делает новые правила всеохватывающими. 50 человек, безусловно, собирается на концертах, спортивных состязаниях (даже самых непрестижных), в клубах, кафе и ресторанах, наконец, в магазинах, причем далеко не самых крупных. Как откровенно поведал журналистам еще в марте некий «источник в МВД», предлагается установить дополнительные меры их защиты от террористических угроз: на такие объекты будут составляться паспорта безопасности, а во время введения режима КТО будет усиливаться их охрана. Форму паспорта безопасности, где будут прописаны и действия персонала, направленные на предотвращение терактов, правительству еще только предстоит разработать.

Конечно, включив до предела воображение, можно представить себе, как магазины и рестораны обтянут колючей проволокой, на входе везде поставят рамки металлоискателей, возле которых будут постоянно дежурить охранники, проверяющие, что именно звенит в сумке очередного посетителя, а возле касс установят пулеметы.

Но ничего этого не будет. Все окажется куда проще и циничнее: предпринимателям предложат либо сделать так, чтобы в их магазинах, ресторанах и так далее никогда не собиралось 50 человек одновременно, либо – заплатить. Заплатить за то, что кто-то позаботится о безопасности их объекта. Или создаст видимость, что о ней позаботились.

Проще говоря, вводится новый необъявленный налог – на безопасность. Эксперты уже успели подсчитать, во что это может обойтись транспортным компаниям — прежде всего авиационным. Согласно подзаконным актам, которые готовятся к документу, необходимо организовать постоянное онлайн-видеонаблюдение на объектах (в том числе в самолетах). Это подтверждает председатель подкомитета по воздушному транспорту Госдумы Андрей Андреев.

Сотрудник центра техподдержки одной из крупнейших авиакомпаний оценивает стоимость переоборудования более оптимистично — примерно в 300 000 долларов на самолет. Около 150 000 долларов — провести на борт интернет и примерно 30 000 стоит каждая видеокамера, которых надо не меньше пяти на борт. При этом обеспечение постоянной видеотрансляции из самолета будет очень дорогим — многие авиакомпании именно поэтому отказались проводить интернет в самолеты.
Такие суммы, конечно, вызывают уважение. Понятно, что владельцы магазинов и кафе их не осилят. Однако, если подсчитать количество авиакомпаний и количество всех других предпринимателей, которые попадут под действие закона, окажется, что суммарно больше заплатят вторые. При этом уголовную ответственность, если теракт все же случится, будут нести предприниматели.

Одно замечание по поводу очень дорогих мер безопасности. До сих пор самолеты у нас взрывали смертницы. Что даст установка видеокамер и проведение на борт авиалайнеров интернета? За 300 000 долларов наземные службы безопасности смогут увидеть взрыв самолета в реальном времени, да еще изнутри салона?
Однако закон принят и платить придется. Как придется отныне нашу с вами безопасность обеспечивать частному бизнесу. Между тем из федерального бюджета на работу МВД в 2013 году выделено более триллиона рублей. Немалые суммы составляют и бюджет Федеральной службы безопасности, который является государственной тайной. Кто-нибудь сомневается в том, что эти ассигнования не снизятся ни на копейку?

Лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов недавно сделал нашумевшее заявление, возмутившись тем, что государство решительно отказывается от субсидирования граждан. «Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче», — заявил он.
Интересно, что он скажет теперь?

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости