Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мощная поддержка

«Ну, ты понял, как хорошо я тебя поддержала?»,
- спросила повешенного веревка.

Поддержка малого и среднего бизнеса — одна из главных мер в правительственном плане стимулирования экономики. Именно так, уверяют нас журналисты, считают в правительстве. И поддерживают. На состоявшемся только что совещании правительственной комиссии первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил бороться с бюрократическим давлением на бизнес профилактическими беседами с чиновниками, создающими излишние административные барьеры. Скажем прямо, подобные меры борьбы были красочно и точно описаны почти 200 лет назад в басне Ивана Андреевича Крылова «Кот и повар». Учитывая современные российские реалии, наши региональные и местные чиновники под демонстративные увещевания своих федеральных коллег доедят независимый малый и средний бизнес окончательно и с удовольствием. На рынке останутся лишь те, кто имеет надежную крышу, сами понимаете, какую.

Так что трудно сказать, стоит ли умиляться перспективе выработки «дорожной карты» по смягчению давления на бизнес и введению ответственно¬сти региональных властей и муниципалитетов за развитие конкуренции – именно это предложил правительственной комиссии первый вице-премьер Игорь Шувалов. А еще, оказывается, «нужна программа, чтобы сориентировать все правоохранительные, надзорные, территориальные и другие органы, чтобы они употребляли свои полномочия, не оказывая давление на бизнес».

Вице-премьер поставил задачу увидеть к 2018 году совершенно другое количество и качество МСБ. Ну что ж, увидеть, учитывая умение наших чиновников составлять победные реляции, можно все, что угодно. И ждать этого до 2018 года совсем не обязательно.

Как совсем необязательно делить наши власти по отношению к бизнесу на хорошие – федеральные и плохие – региональные и местные. Кем с 2013 года были введены ограничения на продажу алкоголя (в том числе пива) и табачных изделий в киосках, что привело к резкому падению их оборота? Кто провел реформу ЕСН с одновременным увеличением размера общей ставки, что привело к росту административных издержек? Кто, наконец, провел резкое повышение фиксированных социальных платежей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования для самозанятого населения, что отразилось снижением рентабельности индивидуальных предпринимателей? А ведь последнее решение имело катастрофические последствия: на конец июня этого года из легальной экономики ушло около 700 тыс. индивидуальных предприятий. Ни один региональный чиновник не сумел бы нанести такой урон российскому бизнесу (о представителях местной власти в данном контексте и вовсе смешно говорить).

Справедливости ради скажем, что и региональные, и муниципальные власти стараются не отставать: они дополняют федеральных коллег своими законодательными актами, громят рынки и сносят киоски, они крышуют и протежируют, снимая свою административную ренту.

Итог виден даже из-за рубежа: «Хотя процесс экономической трансформации идет в России уже 25 лет, начавшись еще при Горбачеве, малый и средний бизнес до сих пор не вышел в этой стране из зачаточного состояния». Это пишет не отечественный оппозиционер, а польский экономический обозреватель.

Нет, помощь малому и среднему бизнесу выделяется, и это – немалые деньги. Вопрос лишь в том, куда они в итоге уходят.
В докладе, подготовленном экспертами НИСИПП (он опубликован на нашем сайте) сформулированы принципы, по нашему мнению, «умной политики» по отношению к предпринимательству. Так всем субъектам МСП должны быть предоставлены равные условия: налоговые, в сфере регистрации, в области проверок. Это значительно облегчило бы всему сектору МСП ведение текущей деятельности.
Для успешного развития сектора в целом, утверждают наши эксперты, необходима целевая поддержка, направленная на группы роста малого и среднего бизнеса. Причем такая политика должна включать специфический набор мер и инструментов для разных целевых групп и для разных территорий.
Поддерживать МСП следует не через госведомства и чиновников по преимуществу, а через стимулирование субъектов финансового рынка, которые сами найдут и вырастят инноваторов этого сектора.

Последний постулат нашел свое развитие и в представленной Минэкономразвития на упоминавшемся уже совещании программе дей¬ствий. Только выглядит это следующим образом: для предоставления малому бизнесу льготных кредитов и снижения кредитных ставок из Фонда национального благосостояния и за счет средств пенсионных накоплений могут выделить 130 млрд руб. (Игорь Шувалов даже предложил подумать и о повышении планки до 200 млрд руб.) В результате малый и средний бизнес сможет получать займы под 10% годовых. Непонятно, правда, почему ставка в 10% считается такой уж льготной: в Китае, например, ставка по кредитам ниже 6%.

В этом месте стоит сделать остановку. Давайте на минуту забудем о подвигах властей и посмотрим на то, как воспринимает их бизнес. Вернее те его представители, которые участвуют во встречах с высоким (и не очень) начальством, комментируют происходящее для федеральных СМИ. Ведь именно на их мнение ссылаются министерства и ведомства, готовя очередной «замечательный» законопроект.
Вот вице-президент «Деловой России» Александр Осипов отказался признать льготной ставку в 10% по кредитам для малого и среднего бизнеса. Но, тем не менее, тут же публично поддержал эту инициативу.
А какое увлекательное чтение представляет собой стенограмма встречи представителей московского бизнеса с и.о. мэра столицы Сергеем Собяниным.
Вот московский градоначальник по собственной инициативе затрагивает больную тему: «Фантомами я считаю надуманные вещи, например, попытку изобразить нашу жёсткую позицию по наведению порядка в подземных переходах, переходах метрополитена, что мы пытаемся загубить малый бизнес. К примеру, могу сказать, что здесь, рядом, переход через Тверскую. Стоимость аренды выросла в 35 раз — какой кошмар. Но дело в том, что мы до этого предоставляли площади посредникам, которые, собственно, вот эту 350% маржу и снимали. А мы сейчас выставили на аукцион, на каждое место пришло по 8–10 малых предпринимателей. Теперь платят в город эти деньги, которые они раньше платили предпринимателям, а мы обеспечиваем нормальные, цивилизованные условия для них: и охраняем, и освещаем, и моем, и убираем, поэтому не всё так просто в нашем малом бизнесе».
Но вот та же история, рассказанная интернет изданием «Skandaly.ru»: «Вице-мэр Москвы Бирюков передал подземную торговлю столицы подконтрольным фирмам.
Ведомство г-на Бирюкова, которому подчинены территории подземных переходов, взяло на вооружение до боли знакомую рейдерскую схему – вначале до нереальных размеров повышается арендная плата. Чужие арендаторы уходят, их место занимают свои, но арендная ставка для своих оказывается гораздо ниже заявленной. Такая вот простенькая победа в три хода.

Весной 2013 года предприниматели, поняв, что их бизнесу приходит конец, демонтировали торговые павильоны в подземных переходах между Тверской площадью и зданием мэрии, а также на улице Большой Спасской. Решение о сносе приняли сами владельцы киосков. Люди были вынуждены закрывать свой малый бизнес, который развивали больше 15 лет.
Теперь «свято место» для своих оказалось пусто. Но голый пол подземных переходов можно сдавать только «чужим». Для «своих» нужно обустроить торговые площади. За казенный счет. Так и происходит. Государственное бюджетное учреждение «Гормост» застраивает освобожденные старыми арендаторами подземные переходы за счет «собственных», а по сути – городских средств. Только на проектирование торговых точек на территории одного перехода потрачено более 1 200 000 рублей. А ведь еще надо потратиться на строительство, содержание и охрану перехода! Напомним – раньше все эти расходы нес арендатор. Теперь на это тратятся миллионы городских рублей».

Понимаю, что сам Собянин мог не читать материал, опубликованный в интернете, но чтобы все присутствовавшие на встрече предприниматели ничего не знали о появившихся за две недели до этого мероприятия сведениях? А ведь никто не решился издать ни звука, никто не осмелился спросить, правда ли это.

Общение и. о мэра, при котором борьба чиновников с малым бизнесом перешла все мыслимые пределы, с представителями этого самого московского бизнеса прошла в лучших традициях пьесы Евгения Шварца «Голый король»: «Скажи правду, честный старик! – Вы гений, Ваше Величество!»

Создается впечатление, что и представители федеральных властей встречаются с теми же самыми предпринимателями, после чего оказываются абсолютно уверенными в правоте любых своих абсурдных решений. Вот Минтруд разработал проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Инициатива предусматривает ежегодное повышение в течение пяти лет, начиная со следующего года, ставки страховых взносов с нынешних 20 до 30%. В результате к 2018 году ставка для малого бизнеса сравняется с нынешней ставкой для среднего и крупного. Повышение ставки касается малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, строительством, работающих в социальной сфере — образовании, здравоохранении, спорте, культуре, а также аптечных сетях, социально ориентированных некоммерческих и благотворительных организациях.

Замминистра труда и соцзащиты России Сергей Вельмяйкин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что повышение страховых взносов для представителей малого бизнеса продиктовано заботой о их будущих пенсиях. Какая забота? О каких пенсиях? Пенсии будут считаться по формуле, основанной на состоянии бюджета в каждом конкретном году, а все эти взносы канут без следа в бездонных закромах ПФР.
И вот правительственная комиссия, понимая, что эффект от нововведения будет такой же, как от повышения страховых взносов для ИП, принимает решение поддержать малый бизнес. И проходит предложение Минэкономразвития о сохранении данной льготы на 2014 и 2015 годы и постепенном повышении с 2016 года ставки ежегодно на 1% до той же самой величины.

Из заявлений представителей власти, увы, можно сделать вывод, что они совершенно не осознают, насколько нынешняя политика убийственна для мелкого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес в стране продолжит свой медленный дрейф и еще очень не скоро достигнет размеров, соизмеримых с показателями развитых стран. Что бы ни писали чиновники в отчетах и «дорожных картах», ставших нынче модным явлением. А малый бизнес, да и средний заодно, поддержат, разумеется, хорошо, прямо как в нашем эпиграфе.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости