Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Последнее время на аналитическом рынке демпинг снова делает свое темное дело

Последнее время на аналитическим рынке (по госзакупкам, главным образом) стали снова появляться любители демпингнуть. Раньше государственный заказчик как-то умудрялся их отбивать, заведомо не ожидая нужного результата от компании, собирающейся сделать работу за сумму в три-четыре раза меньшую начальной цены госконтракта. Фактически такая компания собственно сразу же обижала государственного заказчика своей такой выходкой, давая понять, что он, заказчик, некомпетентен и не так определил стоимость работ. А раз он на порядок «ошибся» в стоимости, то значит «проглотит на сдаче отчета любое фуфло». Отбивать таких демпингеров и веерных рассыльщиков (имея в виду, что такие конторы подаются по всем подряд лотам, умеют они их делать или нет) удавалось за счет формулы по критерию сроков – выставлялась формула, аналогичная расчету баллов по предложенной цене. Ну, это когда от максимального из предложенных отнимают твой и делят все на максимально предложенный. В таких условия, снизив цену в разы, оставалось, тем не менее, еще гадать, что делать со сроком и на сколько его уменьшать. Теперь все чаще используется другая формула – устанавливается не только максимальный срок, но и минимальный. При оценке берется разница между максимальным и твоим и делится на разницу между установленными в конкурсной документации максимальным и минимальным. В таких случаях государственный заказчик делает выбор за демпингера – тот однозначно ставит минимальный из возможного и получает автоматически весь вес критерия «срок» (ну, скажем, 45 баллов, если это не НИР, а работа или услуги). При сокращении затем цены в три раза относительно начальной, даже получая баранку за квалификацию, опыт и содержательное предложение, вероятность выиграть составляет 80-90%. Ровно потому, что среднее сокращение цены по рынку составляет всего около 20%, а не 3 раза. Вот собственно такая практика расцветает, но правда подаваться начинать надо на конкурсы, где начальная цена эдак, скажем, от 2-3 млн., чтобы ниже плинтуса не сползать. Вот такие конторы, которые НИКТО и звать их НИКАК, хотя слова в их названиях и попадаются вполне пафосные, на вроде приставки национальный, консалтинг (очень любят), научный. У некоторых прямо само название совпадает с названием вида конкурсной работы, на которую замахиваются, например на НИР. Не видел пока только галактических, спасителей, а также какого нить АНО или общества с названием РАБОТА. Последнее, наверное, будет блефом, если так обозваться. А как лодку назовешь…

Так вот, такие конторы делают даже не медвежью услугу, не подножку, а очень плохое дело всем участникам процесса. Естественно, себе – ну какая спрашивается маржа при сокращении в три раза стоимости работы (только если не взять деньги и сбежать, ничего содержательного не сотворив). Заказчику – работа заведомо с низким качеством (ну, скажем, на рынке есть стоимость проведении одного интервью, она в принципе не может ужаться в три раза, если это не коленочная анкета, ну то бишь на том же самом месте или другом исполнителем же и нарисованная). Участникам рынка – сбивание «цены» аналитика. Ну не может нормальный аналитик стоить ниже какого-то предела. Это вот только людей думающих профессий в бюджетных учреждениях государство так вот кидает, к большому сожалению. В целом же на аналитическом рынке это не так. Демпинг цены означает ровно одно – если демпингер вознамерился все-таки сделать работу, выставлены на ее исполнение будут неопытные пока «рабы», чаще всего студенты. Последних обидеть не хочу, сам был трижды, но все таки очевидно, что студент и его преподаватель – разные аналитические величины. Хотя вот и студент студенту рознь (ох до чего же радуют меня наши стажеры).

В общем, таким вот макаром, предлагая госзаказчику базарный китайский ширпотреб, но за дешево и якобы быстро, и создавая себе тем самым дурную славу-репутацию, демпингер, если таким вот образом собирается выйти и тем более закрепиться на аналитическом рынке, добивается непонятно чего. Другим путем надо выходить «товарищи», договариваться с участниками, играть по сформированным правилам (здесь ведь есть правила – Вы не знали? Это не песочница, хотя и там бывает), а не сразу попадать в белые вороны. Пару-тройку раз обидеть больших братьев и поставлен на вид. Если далее проводить аналогию, то задайте себе вопрос: где сейчас вещевые рынки, а где магазины с фирменными вещами? Зачем пытаться повернуть нормальную эволюцию вспять?

Резюмируя, портрет демпингера на аналитическом рынке получается таким:

  • сокращает цену в 2,5-3 раза,
  • ставит минимальный срок, когда это возможно по критериям в конкурсной документации,
  • ставит самый продолжительный срок гарантии на качество работ (вот это, кстати, правильно делать!).

К этому добавляется отсутствие сайта компании, к этому добавляется его частые жалобы в теруправления ФАС России на действия государственных или муниципальных заказчиков, редко результативные. Опционально можно добавить отсутствие офиса (но это не всегда отрицательный момент, нормальный think tank может и по квартирам сидеть поначалу).

В качестве шутки: предлагаю государственным органам установить в нормативных правовых актах или в конкурсных документациях положение, согласно которому организация, подпадающая с точностью плюс минус 5% в этот портрет, автоматически снимается с дистанции.

Ну а «коллегам», играющим таким вот образом, выражу общее мнение: раз, два и можно наиграться. Большие братья, которым перешли дорогу, пусть пока и по мелочам в 3-10 млн. руб., в силу своей инертности из-за масштабов могут довольно много времени потратить на разворот, но, развернувшись, эта же сила инерции может добавить большой вклад в ответе. Госзаказчиков это тоже касается. У их булава тоже немаленькая – обеспечение контракта и реестр недобросовестных поставщиков.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости