Решил посмотреть на досуге, как работает отраслевой рубрикатор на сайте regulation.gov.ru. Составил таблицу, отображающую отрасль согласно используемому в расширенном поиске рубрикатору и количество проектов актов, направленных на ОРВ. Всего на текущую дату получилось 1357 проектов актов. Это может означать, что в базе содержатся не все за историю проведения ОРВ (с 2010 года) и не включена примерно треть проектов актов (по разным оценкам количество проектов актов, поступивших в Минэкономразвития России для заключения, за этот период колеблется от 1800 до 2100). И как теперь искать историю этих проектов актов?
Таблица – Структура проектов актов, проходящих (прошедших) ОРВ, содержащихся в базе данных сайта regulation.gov.ru по видам экономической деятельности (согласно используемому на сайте рубрикатору).
Вид экономической деятельности | Кол-во по поиску | Доля от суммы |
---|---|---|
Все отрасли | 1357 | - |
Гостиницы и рестораны | 2 | 0,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности | 44 | 3,4 |
Деятельность экстерриториальных организаций | 0 | 0,0 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 1 | 0,1 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 9 | 0,7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 37 | 2,8 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 0 | 0,0 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева | 0 | 0,0 |
Образование | 7 | 0,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 10 | 0,8 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт | 2 | 0,2 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 0 | 0,0 |
Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства | 0 | 0,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 19 | 1,5 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 0 | 0,0 |
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | 0 | 0,0 |
Производство машин и оборудования | 0 | 0,0 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака | 6 | 0,5 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 0 | 0,0 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий | 0 | 0,0 |
Производство транспортных средств и оборудования | 0 | 0,0 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 0 | 0,0 |
Прочие производства | 1 | 0,1 |
Рыболовство, рыбоводство | 9 | 0,7 |
Связь | 22 | 1,7 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 23 | 1,8 |
Строительство | 4 | 0,3 |
Текстильное и швейное производство | 0 | 0,0 |
Транспорт | 139 | 10,6 |
Финансовая деятельность | 32 | 2,5 |
Химическое производство | 1 | 0,1 |
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность | 0 | 0,0 |
Иное | 938 | 71,8 |
Сумма | 1306 | 100,0 |
Согласно данным в таблице получается, что 50 актов болтаются в системе без опознавательного знака по отрасли, т.е. даже не в ином (проверял двойным поиском, вроде верное количество по поиску выудил, не хотелось бы думать, что так поисковик работает).
Но это мелочи. Главное, что по этому рубрикатору 72% актов записаны в Иное. Спрашивается, для чего нужен рубрикатор, если он детализирует только треть совокупности, а все оставшееся в общую кашу сбрасывает, занимающую почти 2/3 массива?
Ну, впрочем, кое-какие сопоставления можно сделать. Один из лидеров нормотворчества в стране – Минтранс России. За весь период в базе содержится 303 проекта акта данного министерства (это где-то 8 актов в месяц с момента начала проведения ОРВ, или по паре качественных актов в неделю). Но по категории Транспорт проходит только 139 актов. Т.е. как бы получается, что данное профильное ведомство на 55% накреативило норм не в своей отрасли, а в других. Минсельхоз России – 60 актов, но в категории сельское хозяйство – только 23. Если еще присовокупить рыболовство и рыбоводство, то вместе 32 получатся. На 47% «залезли» в огород других ведомств. Минкомсвязи России – всего 78, в категории Связь – 22, т.е. на 72% отработало за другие сферы как практический лидер по отвоеванию сфер регулирования у других федеральных органов исполнительной власти. Вот такая вот занимательная арифметика по конкурентной борьбе ведомств не в теории, а в действительности. Ну и есть лидеры – межотраслевики. Так, Минтруд России потрудился и выдал 242 проекта акта (7 актов в месяц). Ростехнадзор поменьше, но тоже немало – 127 проектов актов. За ним Минздрав России, сместившийся в лидерстве в связи с сокращением наименования и давший толчок нормокреативу Минтруда – 79 проектов актов.
Вообще наблюдается большая концентрация. На пять первых федеральных ведомств по количеству актов, по которым проводится ОРВ, приходится ровно 50% всего объема, а на 10 первых – 70%. Хотя в процессе отметились более 20 проектами актов 22 ведомства, а вообще участвуют (хотя бы раз за все время направляли в Минэкономразвития России на заключение свой проект акта) – 53 федеральных органа исполнительной власти.
Но вернемся к рубрикатору. Один мой коллега решил воспользоваться сервисом уведомлений (подписка на рассылку). В обычном режиме и в режиме кабинета (если зарегистрировался) на текущий момент сайт дает возможность фильтрации только по вот этим приведенным выше сферам деятельности (в личном кабинете при регистрации вроде как говориться, что будут дополнительные возможности, но их не возникает). Почему сразу не сделали рубрикатор по волнующим вопросам? Ну, самое банальное – по виду акта, дабы знать, сколько проектов законов, постановлений и других документов вообще или в текущем периоду выдумалось. По разработчику. Мне кажется, многие хотели бы получать вести о разработках конкретных ведомств, так как логично предположить, что основной регулятор в отрасли и нормотворит больше всех (хотя вот неясная статистика из поиска опровергает это представление). Наверняка и бизнес-сообщество, если бы посоветовались, предложило бы свои удобные им как целевой аудитории разрезы для рубрик. Так вот, коллега подписался на какие-то производственные сферы деятельности. Через пару месяцев спросил – что происходит, вроде движение какое-то на сайте есть, но он ничего не получает в виде уведомлений-новостей. Ну пришлось объяснить, что вся движуха происходит от кипения Иного, и ждать интересующих вестей придется долго, точнее до того момента, когда грянет акт отраслевого регулятора, записанный в свое время в иное и в этой рубрике публично обсуждавшийся. Так что лучше подписаться и на вот эту рубрику, а лучше вообще отсматривать ежедневно или еженедельно в ручном режиме. Вот и спрашивается – зачем нам такой рубрикатор?