Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

«Кардинальные меры» по развитию МСП

Так уж повелось, что до тех пор, пока не увидит свет протокол заседания правительства или (как в нашем случае) правкома, зачастую даже его непосредственные участники точно не знают, какие решения приняты, а какие – нет (некоторые вопросы, заявленные в повестке даже не обсуждаются, но решения по ним каким-то образом «выносятся».

Протокол заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 23 августа (№3) уже есть и можно делать выводы, что родила гора. Прямо по пунктам:

  1. Сохранить льготы по уплате страховых взносов для МСП производственной и социальной сфер (до 2018 года).
  2. "Проработать вопрос" об источниках (100 млрд. рублей) и механизмах кредитования МСП по ставке (для конечного заемщика) не более 10%. Это как раз о ВЭБе и Фонде национального благосостояния. Какие тут еще могут быть источники, когда бюджет того и гляди скатится в дефицит и секвестр. Но «денег дать»!!! Причем, из протокола нельзя понять четко, идет ли речь о кредитовании малого или среднего бизнеса. Заявленный ранее минимальный размер «цены проекта» составляет 1 млрд. рублей, что явно не про малый и не про средний бизнес.
  3. Выделить (предусмотреть выделение) 30 млрд. бюджетных рублей на создание Федерального гарантийного фонда (начиная с 2014 года, по 10 млрд. каждый год). Не удивлен, что этот сюжет прошёл именно в такой формулировке. Опять кому-то «дать денег». Ну и разумеется, представить проекты распорядительных документов по созданию фонда (отдельным пунктом протокола, чтобы не забыли.
  4. Всем-всем-всем совместно со всеми другими заинтересованными представить «предложения по дополнительным мерам защиты субъектов МСП от действий правоохранительных и иных органов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности».
  5. Снова представить предложения по закупкам у субъектов МП (придумать, разработать некие «дополнительные меры»).
  6. Проработать вопрос о «допмерах» по развитию МСП в социальной и образовательных сферах + в здравоохранении.
  7. Представить предложения, чтобы ВЭБ стал «агентом правительства» по развитию МСП.
  8. Субсидии в регионы тоже вниманием не обойдены. В очередной раз ребром поставлен вопрос о «достижении значений целевых показателей результативности развития МСП». Кто знает предысторию и историю вопроса, наверняка по крайней мере улыбнётся.
  9. Представить предложения по дифференциации мер господдержки «в зависимости от...» (за 9 лет «господдержки», видимо, ни «дифференцировать», ни «представить» случай … не представился, прошу прощения за тавталогию).
  10. Провести анализ практики применения патентной системы налогообложения, иными словами - попробовать понять, почему она не заработала хотя хотели облегчить (понять это нужно до 31 марта 2014 года).
  11. Ускорить секьюритизацию финансовых активов (поскорей усовершенствовать законодательство).
    Хоть в протоколе этого нет, выглядит схема секьюритизации примерно так.
    Создается новый вид юридического лица - специализированное финансовое общество (СФО). От своего имени оно эмитирует и размещает облигации для привлечения денег от физических и юридических лиц. Обеспечением этих облигаций служит залог денежных требований и/или ценных бумаг. Банк передает СФО денежные права требования к своим должникам. СФО «взамен» передает банку эти деньги (полученные от продажи своих ценных/или «ценных» бумаг) как плату за уступленные права требования. Далее: для того, чтобы эта схема заработала, надо внести облигации, выпускаемые СФО под обеспечение прав требований по кредитам МСП, в Ломбардный список банка России. Одно это предложение опрозрачивает всю схему и ответ на вопрос, кому выгодно. Понятно и то, куда «уходят» риски (если где-то рисков убыло, то где-то их непременно прибыло). Ломбардный список – список облигаций эмитентов, кредитное качество которых расценивается ЦБ РФ как достаточное для того, чтобы выступать обеспечением по предоставлению банкам денежных средств в рамках рефинансирования банковской системы.
  12. Всем замам председателя правительства рекомендовано провести совещания по вопросу о мерах господдержки МСП.

Итак, кто понял, в чём еще был смысл очередных «кардинальных решений», кроме как дать денег ВЭБу и на создание Федерального гарантийного фонда? Из полезного я увидел только хоть и вкусную «косточку» (п.1), но никак не влияющую на общую ситуацию в сфере МСП и на то, что сектор окружает ежедневно…

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости