Чего только ни говорят и ни пишут сейчас о «бирюлевском погроме»: тут тебе и мигранты, и националисты, и криминал – да все, что угодно. На периферии остается, хотя и упоминается интересная для нас тема – столичный бизнес, как повод для межнационального конфликта.
Давайте вспомним: убийство молодого человека Егора Щербакова стало поводом для того, чтобы терпение жителей Западного Бирюлево лопнуло. А вот среди причин немаловажную роль играла плодоовощная база «Покровская», принадлежащая ЗАО «Новые Черемушки».
Уже на следующий день после массовых выступлений заместитель руководителя Роспотребнадзора по Москве Елена Игнатова сообщила журналистам, что в отношении ЗАО «Новые Черемушки» в районе Бирюлево Западное проводится внеплановая выездная проверка. Более того, в ее результате уже выявлены (в первые же часы) многочисленные нарушения санитарного законодательства. У предприятия отсутствует договор на вывоз и утилизацию пищевых отходов, отсутствуют площадки для сбора мусора, территория базы содержится неудовлетворительно, отсутствуют емкости для сбора и хранения люминесцентных ламп. И уже составлен протокол о временном запрете деятельности базы.
Вам это ничего не напоминает, уважаемые господа? Или история с Черкизовским рынком, знаменитым «Черкизоном» уже забыта? А ведь последние имевшие к нему отношение павильоны, находившиеся по другую сторону Щелковского шоссе у станции метро «Черкизовская» сносились буквально на днях.
Правда ситуация с Черкизовским рынком была другая: там основной владелец – Тельман Исмаилов внезапно выпал из фаворы у властей и не посмел защищаться, молчаливо перенеся удар по своему бизнесу. Владельцы овощебазы в Бирюлево ни с кем из сильных мира сего, судя по всему, не ссорились, а потому считают своим правом высказать некоторые претензии. Так почетный президент ЗАО «Новые Черемушки», герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев был откровенен, говоря о целом ряде вопросов с журналистами «Известий»: «А местные власти и полиция с вами уже разговаривали? Вы с ними сотрудничаете сейчас? — Да я со всеми сотрудничаю. Я 20 лет их прошу: не берите взятки от всех этих «шаурма-маурма». Но у нас полиция такая, что за 5 тыс. рублей готова любого отпустить. Что я могу сделать в этой ситуации? Пусть полиция очистит сама себя. — А проверки на рынке часто бывают? — Никогда их не бывает. Пока чего-то не случится, никому ничего не надо. Никто не приходит. И вообще эти мигранты, они что, на крыльях сюда прилетают? Их что, никто не видел? Или видел и не остановил? Это опять же вопрос не ко мне, а к полиции. Во всем виноваты полиция и местные власти. Они продажные, и из-за их продажности не выполняется закон. А у меня на овощебазе порядок».
В данном случае стоит пояснить, что кроется за словом «овощебаза» Бывшая Брежневская овощебаза, правопреемником которой называет себя ЗАО «Новые Черемушки» (так во всяком случае говорится на сайте организации), была построена в 1980 году. Она занимает более 120 тысяч квадратных метров, и, согласно отчету, также помещенному на официальном сайте, за 2012 год принесла прибыли на 679 миллионов 249 тысяч рублей при общей выручке в 1 миллиард 62 миллиона 215 тысяч рублей. Подавляющую часть выручки предприятия составляет доход от сдачи помещений в аренду. Однако в эти цифры верят не все. Валерий Морозов, занимавший в свое время пост генерального директора АККОР по внешнеэкономическим связям, пишет: «Оборот той же «Покровки», на которую пыталась прорваться толпа жителей Бирюлева, составляет не менее 40 миллионов долларов в день! Большинство денег идет черным налом». Он же утверждает, что контролирующие ЗАО «Новые Черемушки» Алиасхаб Гаджиев и Игорь Исаев владеют оптовым плодоовощным комплексом «Зеленоградский». Кроме того, они являются собственниками двух рынков — В Москве у метро «Теплый Стан» и в подмосковном Ступино. Далее в списке Морозова агрофирмы в Московской области, Московский комбинат шампанских вин и компания РИСП (производителем алкогольной продукции). Замыкает список собственности владельцев бирюлевской овощебазы банк РБА.
Не будем оспаривать цифры, приводимые Валерием Морозовым: главное в том, что база «Покровская» является лишь частью достаточно крупного бизнеса (не «Лукойл», конечно, но тем не менее) и, безусловно, имеет некий административный ресурс, позволяющий безбедно существовать.
Так что реплику Магомеда Толбоева: «Я 20 лет их прошу: не берите взятки от всех этих «шаурма-маурма» можно вполне дополнить явно невысказанной им претензией: вы получаете от нас достаточно, так что нечего крохоборством заниматься.
А теперь – еще один интересный момент. Уже упоминавшиеся вопрос и ответ в интервью Магомеда Толбоева: «А проверки на рынке часто бывают? — Никогда их не бывает. Пока чего-то не случится, никому ничего не надо. Никто не приходит».
Заметки Валерия Морозова: «Впоследствии выясняется, что на территорию этой базы за последние несколько лет полиция НЕ ЗАХОДИЛА. При всех облавах, поиске нелегальных иммигрантов, преступников, наркодилеров, именно эта база оставалась вне проверок. Более того, выясняется, что ГУЭБиПК, который может проводить спецоперации в отношении руководящих чиновников Управления делами Президента или Счетной Палаты, уже несколько лет не проводил проверок именно этой базы».
Я не склонен демонизировать руководство ЗАО «Новые Черемушки», более того, я уверен, что, если завтра возмущенная толпа ринется на штурм какого-нибудь другого подобного крупного объекта, входящего в какой-нибудь другой, условно говоря, бизнес-холдинг, то после этого откроется та же самая картина. Владельцы «Новых Черемушек» живут вполне в соответствии с законом, Конечно, не тем, что принят Госдумой и подписан президентом, а тем, что действует в реальности.
Источник в руководстве ЗАО «Новые Черемушки» заявил «Интерфаксу», что со всеми арендаторами помещений у предприятия подписаны легальные договора, подразумевающие соблюдение миграционного законодательства. «У нас, естественно, нет полномочий по пресечению нелегальной миграции. Однако силами собственного ЧОП мы проводим регулярные проверки арендаторов, а все данные передаем в компетентные органы», — сказал он.
В связи с этим можно процитировать статью Артема Никитина «Ходовой мигрант», появившуюся на страницах журнала «Коммерсантъ – Деньги» как раз на следующий день после событий в Бирюлево: «Чтобы полицейские делали вид, что на вашем объекте нет нелегалов, нужно платить «абонентку». «Сейчас расценки такие: 150-200 тыс. руб. с точки в месяц,— говорит он.— Раньше эта услуга стоила 50 тыс., но из-за обострения темы приезжих ставки выросли». Человек, объясняющий автору статьи эти тонкости, знает их хорошо, поскольку сам работает на рынке нелегальной миграции.
Если посмотреть на события в Бирюлево с точки зрения бизнеса, то мы увидим самую обычную картину коррупционного беспредела: за определенную мзду можно все, что по закону делать нельзя. А истории с гастарбайтерами, создающими социальную напряженность, причем не только в Западном Бирюлево, - лишь побочное явление. Когда людей ввозят в страну нелегально, содержат, как скотину, и заставляют трудиться за крайне выгодную для хозяев зарплату, то и ведут они себя соответственно. Зато какую прибыль приносят всем заинтересованным лицам,
Так что антимигрантские рейды в этих условиях – чистой воды показуха. Как сказано в старом советском анекдоте: «Вам система не нравится? Так чего вы начинаете с парикмахерской».
А база «Покровская», другие базы, на которые сейчас явятся сотрудники полиции и ФМС, стройки, на которых трудятся нелегалы – все они переживут показательный процесс якобы наведения порядка. Потому что у нас основа бизнеса – административный ресурс (проще говоря – надежная «крыша»), с которым можно пережить любые показательные акции.
И так будет, пока не рванет уже совсем по-крупному.