Недавно проведенный НИСИПП опрос банков, работающих с малым и средним бизнесом, показал, что большинство из них получают информацию о состоянии предпринимательского сектора из открытых источников или данных внутренней аналитики. Данными исследований, подготовленных профессиональными экспертами, пользуются менее половины опрошенных*. Этот факт заинтересовал организаторов опроса, которые провели дополнительное изучение причин избирательности интереса банковских специалистов. Обсуждение вопроса с представителями банков позволило выявить три причины такой ситуации.
Использование открытых материалов объясняется их естественной доступностью и отсутствием расходов на приобретение. Более 90 процентов предоставивших ответы пользуются этими источниками информации.
Современные системы CRM предоставляют банкам широкие возможности для накопления и анализа данных о клиентах, что определяет вторую по популярности позицию такого источника у банковских экспертов. 50 процентов ответивших изучают внутреннюю информацию о клиентах.
Третья причина связана с содержанием платных исследований. Три из четырех регулярных отчетов о малом и среднем предпринимательстве (МСП) преимущественно фокусируются на показателях кредитования МСП. Аналитика об экономическом и финансовом состоянии предпринимательского сектора не представляется ни одной из исследовательских организаций.
Общим мнением специалистов банков был вывод о недостатке качественной экспертной аналитики об МСП.
Полученные результаты явились основой для принятия НИСИПП решения о запуске проекта по подготовке ежеквартального мониторинга экономического и финансового состояния МСП, в т.ч., в разрезе сегментов. Результаты реализации проекта будут освещаться дополнительно.
*Обобщенные данные опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Источники информации об МСП | Кол-во банков, использующих источник |
---|---|
Платные исследования | 5 |
Открытые источники | 13 |
Собственная аналитика банка | 7 |
В первичном опросе приняло участие 26 банков, ответы были предоставлены 14 организациями.