После того, как на сайте НИСИПП было опубликовано интервью "Яхья Ализада, эксперт НИСИПП. Безусловно правильное решение: часть 1 и часть 2", мне задавали вопрос о том, какой я вижу идеальную судебную систему России? Решил представить свои соображения по этому поводу в проекте ФКЗ "О Судебной системе РФ" и наглядной схеме. Открою секрет о том, что представленная схема фактически явилась мне во сне. Возможно это знак свыше (добродушная ухмылка).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Судебная власть.
1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к отправлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 2. Законодательство о судебной системе.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 3. Единство судебной системы.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации актов правосудия, вступивших в правовую силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
Статья 4. Суды в Российской Федерации.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
3. К федеральным судам относятся:
Верховный Суд Российской Федерации,
Федеральные окружные кассационные суды, федеральные волостные апелляционные суды, федеральные участковые уголовные суды, федеральные участковые административные суды, федеральные участковые гражданские суды, федеральные участковые военные трибуналы, и специализированные федеральные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Федеральные окружные арбитражные суды (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, участковые арбитражные суды Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
Дисциплинарное судебное присутствие.
4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей.
1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в отправлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
3. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
4. Лица, виновные в оказании воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
5. Не могут осуществлять правосудие лица, потерявшее общественное уважение и дискредитирующие судебную власть своим аморальными, анти правовыми, антиобщественными действиями, не соблюдающий принцип собственной независимости и нарушающий иные действия признанные кодексом судебной этики не соответствующие статусу судьи.
Статья 6. Обязательность актов правосудия.
1. Вступившие в правовую силу акты правосудия федеральных судов, судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение актов правосудия суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
3. Обязательность на территории Российской Федерации актов правосудия судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 7. Равенство всех перед судом.
1. Все равны перед судом.
2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Статья 8. Участие граждан в отправлении правосудия.
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
2. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в отправлении правосудия является гражданским долгом.
3. Требования к гражданам, участвующим в отправлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.
4. За время участия в отправлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
Статья 9. Гласность в деятельности судов.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
1. Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации, федеральных окружных кассационных судах, федеральных волостных апелляционных судах, арбитражных судах, федеральных участковых военных трибуналах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство федеральных участковых судах могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
2. Судопроизводство и делопроизводство в судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Статья 11. Судьи.
1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.
3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.
Статья 12. Единство статуса судей.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей.
1. Судьи Верховного суда Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Председатель Верховного суда и его заместители избираются тайным голосованием судьями Верховного суда из числа судей Верховного суда Российской Федерации на пленуме суда и утверждаются Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации сроком на 6 лет 6 месяцев и 15 дней.
3. Новые Председатель Верховного суда Российской Федерации и его заместители избираются за 1 месяц 15 дней до окончания полномочий предыдущего.
4. Другие федеральные судьи назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного суда Российской Федерации и на основании заключения квалификационной коллегии судей.
5. Председатели федеральных окружных кассационных судов, федеральных волостных апелляционных судов, федеральных окружных арбитражных судов, федеральных апелляционных арбитражных судов, специализированных судов и их заместители избираются тайным голосованием судьями соответствующих судов и утверждаются в должности Пленумом Верховного суда Российской Федерации сроком на 5 лет 6 месяцев и 15 дней.
6. В федеральных участковых судах и федеральных участковых арбитражных судах председателей и заместителей председателя отсутствуют. Основные вопросы в названных судах решаются на общем собрании судей.
7. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
8. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.
Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов.
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.
Статья 15. Несменяемость судьи.
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 16. Неприкосновенность судьи.
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Статья 17. Порядок создания и упразднения судов.
1. Верховный суд Российской Федерации не может быть упразднен. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Статья 18. Верховный Суд Российской Федерации.
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по конституционным, гражданским, уголовным, административным и арбитражным спорам.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный контроль и надзор за деятельностью федеральных судов Российской Федерации и мировых судьях.
3. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет конституционное судопроизводство, конституционный контроль и надзор, рассматривает дела в качестве суда надзорной инстанции по всем уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам.
4. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем судам Российской Федерации.
5. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и осуществляет общее руководство судебной системой.
6. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
7. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
4. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 19. Состав Верховного Суда Российской Федерации (49 членов).
1. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:
1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации (49) – решает вопросы судебной системы, судебной практики, одобрение решения президиума по конституционным спорам и прочие вопросы определенные законом;
2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации (9 членов, два состава) - конституционное судопроизводство, конституционный контроль и надзор и другие функции определенные Конституцией Российской Федерации и законами;
3) Судебные коллегии Верховного суда Российской Федерации – осуществляют пересмотр вступивших в правовую силу актов правосудия в порядке надзора, анализ судебной практики, подготовка материалов к рассмотрению Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. 10 членов в каждой коллегии по три состава.
а) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации ;
б) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
в) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
г) Судебная коллегия по арбитражным делам Верховного Суда Российской Федерации.
2. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящую статью настоящего Федерального конституционного закона.
Статья 20. Федеральные окружные кассационные суды.
1. Федеральные окружные кассационные суды (10 округов) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Федеральные окружные кассационные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению федеральным волостным апелляционным судам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных окружных кассационных судов, устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 21. Федеральные волостные апелляционные суды.
1. Федеральные волостные апелляционные суды (110 волостей) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральные волостные апелляционные суды рассматривают дела в качестве кассационной инстанции – только в отношении актов правосудия мировых судей,
2. Федеральные волостные апелляционные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению федеральным участковым уголовным судам, федеральным участковым административным судам, федеральным участковым гражданским судам, федеральным участковым военным трибуналам и специализированным федеральным судам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных волостных апелляционных судов, устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 22. Федеральные участковые суды.
22.1. Федеральные участковые уголовные суды.
1. Федеральные участковые уголовные суды в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Федеральные участковые уголовные суды рассматривают уголовные дела в качестве апелляционной инстанции – только в отношении приговоров вынесенных мировыми судьями.
2. Федеральные участковые уголовные суды является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного участка по уголовным делам.
22.2. Федеральные участковые административные суды.
1. Федеральные участковые административные суды в пределах своей компетенции рассматривает административные споры, трудовые споры, дела об административных (дисциплинарных) взысканиях и дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Федеральные участковые административные суды рассматривают дела в качестве апелляционной инстанции – только в отношении актов правосудия вынесенных мировыми судьями.
2. Федеральные участковые административные суды является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного участка по административным делам.
22.3. Федеральные участковые гражданские суды.
1. Федеральные участковые гражданские суды в пределах своей компетенции рассматривает гражданские дела в качестве суда первой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Федеральные участковые гражданские суды рассматривают дела в качестве апелляционной инстанции – только в отношении актов правосудия вынесенных мировыми судьями.
2. Федеральные участковые гражданские суды является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного участка по гражданским делам.
Статья 22. А. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных участковых уголовных судов, федеральных участковых административных судов, федеральных участковых гражданских судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 23. Федеральные участковые военные трибуналы.
1. Федеральные участковые военные трибуналы создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
2. Федеральные участковые военные трибуналы в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции по уголовным, административным, гражданским делам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных участковых военных трибуналов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 24. Федеральные окружные арбитражные суды (10 округов).
1. Федеральный окружной арбитражный суд рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Федеральные окружные арбитражные суды является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и участковым арбитражным судам, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности федерального окружного арбитражного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 24.1. Арбитражные апелляционные суды (20 судов).
1. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 25. Участковые арбитражные суды (83 суда).
1. Участковые арбитражные суды в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Полномочия, порядок образования и деятельности участковых арбитражных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 26. Специализированные федеральные суды.
1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.
2. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 26.А. Бюджетные судьи Российской Федерации (50 судей).
Бюджетные судьи Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела по бюджетным преступлениям и гражданские (хозяйственные) бюджетные споры между Российской Федерацией и ее субъектами либо муниципальными образованиями, между субъектами Российской Федерацией и муниципальными образованиями, в качестве суда первой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Статья 26.Б. Суды по особо важным уголовным делам.
1. Суды по особо важным уголовным делам в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела особой важности (особо тяжкие уголовные дела, уголовные дела в отношении лиц имеющих особый статус в обществе) в качестве суда первой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
2. Суды по особо важным уголовным делам не имеют в своем составе председателя и его заместителя. Все возникшие вопросы решаются общим собранием судей суда.
Статья 26.В. Суд по интеллектуальным правам.
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации.
1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Статья 28. Мировой судья.
1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
3. Финансирование мировых судьей осуществляется за счет общего фонда деятельности мировых судей в который отчисляются денежные средства из бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Статья 29. Органы судейского сообщества.
1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.
2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.
3. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.
Статья 30. Обеспечение деятельности судов.
1. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации осуществляется аппаратом суда.
2. Обеспечение деятельности других судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
2. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.
3. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются судебными государственными служащими . Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.
5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.
Статья 32. Аппарат суда.
1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда либо общему собранию соответствующего федерального участкового суда.
2. Работники аппарата суда являются судебными государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
Статья 33. Финансирование судов.
1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
2. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателем Верховного Суда Российской Федерации и его заместителями, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения Верховного суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.
4. Представители Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.
5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.
6. При возникновении острого спора о финансировании судов Российской Федерации принимается решение о роспуске Правительства Российской Федерации и создании особого фонда финансирования судов Российской Федерации в размере утвержденным федеральным бюджетом на предыдущий год, с учетом капитализации в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на первый день последнего квартала года.
Статья 34. Символы государственной власти в судах.
1. На зданиях судов устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний - устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации.
2. При осуществлении правосудия судьи заседают в черных мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности.
3. Судьи Верховного суда Российской Федерации при осуществлении конституционного правосудия заседают в красных мантиях.
Статья 35. Прокуратура.
Прокуратура Российской Федерации является независимым органом при судебной власти осуществляющая в пределах установленных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий по надзору за обязательностью исполнений актов правосудия вступивших в правовую силу и иные функции определенные законом.
Статья 36. Следователи Верховного суда Российской Федерации
1. Следователи Верховного суда Российской Федерации (далее также – Судебные следователи) являются независимыми судебными служащими, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
2. Судебные следователи назначаются на должность и освобождаются от должности Пленумом Верховного суда Российской Федерации сроком на 6 лет. Общее число Судебных следователей не может превышать 150 единиц.
3. Судебные следователи вправе возбудить уголовное дело и производить расследование по любому из составов предусмотренных особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Судебные следователи вправе отбирать и производить расследование по уголовным делам, находящиеся в производстве любого следователя либо дознавателя
а) Следственного комитета Российской Федерации,
б) Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
в) Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,
г) Министерства внутренних дел Российской Федерации,
д) иных органов дознания и предварительного следствия.
5. Судебные следователи осуществляют предварительное расследование (в форме дознания или предварительного следствия) независимо от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иными образованиями гражданского общества и их членов, физических и юридических лиц, а также других Судебных следователей. При осуществлении своих полномочий Судебные следователи подчиняются только нормам уголовно-процессуального законодательства, актам Пленума Верховного суда Российской Федерации и Конституции Российской Федерации.
6. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на Судебных следователей (и лиц находящихся в их прямом подчинении) в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
7. Полномочия Судебных следователей и организация их деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также Положением о Следователях Верховного суда Российской Федерации (утверждается Пленумом Верховного суда Российской Федерации) и иными нормативными правовыми актами Верховного суда Российской Федерации
8. Судебные следователи имеют помощников и секретарей, которые находятся исключительно в подчинении Судебных следователей.