Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Силовиками по офшорам

Владимир Путин в послании Федеральному собранию второй год подряд обратился к теме офшоров.
«Если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Лишь честно признав это, можно кардинально изменить ситуацию», — говорил президент в декабре 2012 года. Увы, с тех пор так и не произошла повальная перерегистрация российских холдингов с Джерси, Виргинских и других островов в родную страну. Даже коллапс кипрской банковской системы, обсуждавшийся практически как внутрироссийская новость, не вернул российский бизнес в родные пенаты. Просто лидером среди используемых нашими предпринимателями офшоров стали сегодня Виргинские острова. Самый яркий из последних примеров: именно там зарегистрированы компании, продававшие от лица российских владельцев их часть акций ТНК ВР. Туда же и пошла оплата за эти акции.
Напрасно национальный лидер призывал год назад: «Лучший способ сделать бизнес патриотичным — обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию».

И вот в новом послании зазвучали совсем иные ноты: вместо пряника в виде повышения привлекательности российской юрисдикции бизнесу предложен кнут: «Прямо скажу — результаты (деофшоризации — В.В.) пока малозаметны. Продажа долей в компании ТНК-ВР прошла вне российской юрисдикции, хотя продавцы известны — это российские граждане, и покупатель хорошо известен, одна из крупнейших российских компаний («Роснефть») — В.В.). По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд.
Это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из $50 млрд российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами — вывод капиталов, которые должны работать в России. Прямые потери бюджета страны».

После констатации этих печальных фактов президент заявил: «Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российским собственникам, конечным бенефициарам, должны облагаться по нашим налоговым правилам. Налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет, и нужно продумать систему, как эти деньги изъять. В некоторых странах с развитой рыночной экономикой уже вводится такая система. Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда.
Компаниям, зарегистрированным в иностранных юрисдикциях, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием. Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России — регистрируйся в российской юрисдикции».

В связи с президентскими инициативами стоит упомянуть недавние законопроекты, подготовленные совсем недавно Следственным Комитетом. Они касаются и деофшоризации. СКР хочет ввести в Налоговый кодекс запрет на злоупотребление правом в налоговой сфере и закрепить в нем понятие «мнимая хозяйственная операция». Следователи рассчитывают провести границу между законными сделками, приводящими к снижению налогов, и незаконными.
Правда, такое разделение существует и без них: просто борьба со злоупотреблениями ведется с помощью постановлений Высшего арбитражного суда (ВАС). Эти постановления один из основных разработчиков законодательных актов Следственного комитета старший инспектор СКР Георгий Смирнов, объявляет недостаточными. Оказывается, постановления ВАС недостаточно, чтобы привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности, если он прямо не нарушил закон. Вот когда предлагаемые нормы появятся в Налоговом кодексе, уголовная ответственность будет грозить тем, кто, по мнению СКР, практикует схемы, основанные на фиктивных сделках.
В законодательстве РФ отсутствует прямой запрет на злоупотребление гражданскими правами в сфере налоговых правоотношений. Это, по мнению представителя СКР, дает возможность использовать право на учреждение организаций и совершение с этими организациями сделок, не преследующих иной цели, кроме как уклонения от налогов. С этим ведомство г-на Бастрыкина и хочет бороться.
«Наше предложение - ввести запрет на злоупотребление гражданским правом. Налоговые органы должны иметь возможность изменения налоговых последствий подобных сделок, направленных на злоупотребление правами. Далее мы предлагаем ввести уголовную ответственность за умышленную неуплату налогов путем злоупотребления гражданскими правами и провести налоговую амнистию, чтобы пожелавшие воспользоваться ей налогоплательщики могли после введения уголовной ответственности ввести свою деятельность в законное правовое русло», - объясняет позицию ведомства Георгий Смирнов.

А вот что говорят о проблемах ухода в офшоры эксперты: на Всероссийском налоговом форуме, проводимом Торгово-промышленной палатой, был распространен сборник материалов «Налоги и бизнес в 2013 году. Итоги и перспективы». В рамках неформальной, но четко проводимой российскими властями политики «национализации элит», - говорится в этой книге, - происходит не только усиление контроля над доходами чиновников. «Второй признак «национализации элит» - повышение приоритетности российского законодательства по сравнению с иностранным. Налоговая «оптимизация» напрямую не запрещается российскими законами, поэтому до недавнего времени, если в обвинениях налоговиков не было доказано отсутствие целесообразности той или иной международной операции, суд становился на сторону налогоплательщика. В последние месяцы число противоположного развития событий значительно возросло», - отмечают авторы сборника.

Упорство СКР и более чем благожелательное отношение к его инициативам Путина говорят о том, что скоро мнения следователей и налоговиков будет хватать для посадки любого предпринимателя, имеющего дело с заграницей, вне зависимости от того, что говорится в Гражданском кодексе, Конституции РФ и прочих вольнодумных сочинениях. Нет, конечно, с уходом бизнеса в офшоры надо как-то бороться, и эксперты уже давно предлагают самый действенный способ – улучшение инвестиционного и бизнес-климата в стране. И представители высших эшелонов власти с ними соглашаются и обещают принять меры… А потом из-за спин обещающих выскакивают бастрыкинские ребята.

Борьба с офшорами методами СКР не устраивает многих. Конечно, от Алексея Кудрина, стоящего уже давно одной ногой на кремлевском ковре, а другой на Болотной площади (интересно, каково Алексею Леонидовичу так долго стоять враскорячку) можно было ждать критических замечаний. Но чтобы, пусть в самой мягчайшей форме начал возражать верный друг и соратник президента, глава «Роснефти» Игорь Сечин, не ожидал, наверное, никто. А Игорь Иванович взял и предположил, что для выполнения поручений президента России придется выйти из соглашений об отказе от двойного налогообложения с офшорными зонами. Причем когда это может произойти, глава крупнейшей российской нефтекомпании предположить отказался.

Есть еще один интересный момент в борьбе с офшорами: как быть с крупнейшими нашими компаниями? В тот момент, когда правительство Кипра заморозило деньги на счетах своих банков, мы, ну, совсем неожиданно, узнали, что там хранили немалые средства флагманы отечественной экономики. Вы верите в то, что СКР возбудит дела против Миллера и Абрамовича, Чемезова и Фридмана, того же Сечина или Грефа? За счет кого же тогда будет обеспечена наглядная эффективность кампании деофшоризации?

Любая здравая мысль может быть доведена до абсурда, и, боюсь, нам это докажут в очередной раз.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости