Отмена закона о господдержке малого бизнеса может разрушить сложившуюся систему помощи предпринимателям. Насколько эффективна эта система и кому она приносит пользу, обозревателю «Газеты» Светлане Ивановой рассказала руководитель департамента государственной поддержки предпринимательства Министерства по антимонопольной политике Надежда Каллина.
Что сейчас представляет собой государственная поддержка малого бизнеса?
Она определяется федеральным законом 1995 года «О господдержке малого предпринимательства в РФ». Закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Проще говоря, чтобы господдержка предпринимательства в России осуществлялась, формируется федеральная программа, ежегодно выделяются бюджетные средства и создается специализированная инфраструктура. Плюс в законе определено, что на уровне субъектов РФ тоже существуют специализированная структура поддержки малого предпринимательства и свои региональные программы.
Какую пользу из этих программ может извлечь рядовой предприниматель?
На практике это выглядит так. Во всех регионах есть структуры на уровне исполнительной власти, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. В каждом регионе есть своя региональная программа. Предприниматель этого региона знает, что он может прийти в эту структуру и узнать обо всех мерах, которые помогают его бизнесу развиваться. Это микрофинансирование, гарантии, информация о нежилых помещениях и имуществе, которое необходимо для организации бизнеса. Какие-то льготы и преференции существуют в регионе за счет местного бюджета. Кроме того, предприниматели могут получить информацию о проводимых конкурсах по госзаказу на свои товары и услуги. Весь комплекс необходимой информации собирается на уровне структур по поддержке предпринимательства в каждом регионе.
Эти структуры существуют благодаря закону о господдержке?
Да, помимо этого государство предоставляет начинающим предпринимателям комплекс услуг – как зарегистрироваться, как начать свое дело, какие налоги платить, как правильно оформить договор аренды. Иными словами, оказывает правовую поддержку начинающим предпринимателям. Вырабатываются механизмы по привлечению банков к созданию гарантийных фондов, куда предприниматель может прийти и получить кредит по более упрощенной льготной схеме. Создаются объекты инфраструктуры, бизнес-инкубаторы, которые на льготных условиях начинающим предпринимателям предоставляют помещения, телефонную связь, бухгалтерские услуги и «выращивают» их, пока не станут самостоятельно вести дела. Мы заставляем субъекты заниматься такой деятельностью, оказывать эту помощь, хотя это и выгодно самим регионам, так как они ощущают социальный и экономический эффект для бюджета региона.
За время действия закона, с 1995 года, сколько ушло денег на поддержку малого предпринимательства и сколько предпринимателей воспользовалось этими программами?
Точной статистики нет. Потому что деньги выделяются как на федеральном уровне, так и на региональном. Но в 2000 году, например, из федерального бюджета было выделено 50 миллионов рублей, в 2001 году – 90. На следующий год мы планируем бюджет в 100 миллионов рублей. С одной стороны, для такой страны, как наша, это мало. Но строка в бюджете на федеральном уровне заставляет губернаторов иметь такую строку в бюджете своего региона.
Что станет с федеральной программой по поддержке малого бизнеса, если будет отменен соответствующий закон?
Если закона не будет, я думаю, не будет как федеральной, так и региональных программ поддержки. Федеральная программа будет вынуждена преобразоваться в некий комплекс мер или целевую программу. Принципиальное различие между существующей программой и целевой состоит в том, что по целевой программе финансируются конкретные объекты. Но как выбрать по всей стране конкретную пекарню или коровник, которые войдут в эту программу? К тому же целевая программа предусматривает безвозвратное финансирование. А господдержка малого бизнеса – это не благотворительность. Поэтому в нашей программе финансируются не объекты, а направления. Например, финансово-кредитная поддержка предпринимательства, создание гарантийных механизмов, микрофинансирование, информационно-консультационная и кадровая поддержка, использование государственного и муниципального имущества. Это направления, которые решают проблемы развития малого бизнеса в целом.
Какие еще отрицательные последствия связаны с возможной отменой закона о господдержке?
Самое главное отрицательное последствие – политическое. Отмена этого закона покажет то, что для государства поддержка предпринимательства – это не приоритет. Сторонники его отмены утверждают, что закон декларативен и его можно заменить указом. Но предложение о разработке указа взамен федерального закона с правовой точки зрения не оправдано. Закон о государственной поддержке малого бизнеса определяет то, что государство берет на себя обязательство оказывать помощь малому предпринимательству. Инициатива об отмене закона противоречит посланию президента Федеральному собранию, в котором сделан особый акцент на государственную поддержку малого бизнеса.