Кудрявцев Илья Евгеньевич, социолог, член Совета Международного института гуманитарно-политических исследований.
- Илья, до последнего времени Вы проводили социологические исследования в рамках предвыборных кампаний и других политических проектов, а сейчас занимаетесь и коммерческой социологией. Что подвигло Вас на исследования в новой области, и как Вы эту область оцениваете?
- Да, мы занимаемся сейчас маркетинговыми исследованиями. Сейчас бытует идея, что политическое направление в России более – менее развито (имеется в виду, что созданы основные институты, сформирована культура политического поведения), и теперь должны развиваться современные структуры в экономике.
Дело в том, что наша экономика довольно долгое время (где-то года до 95-го) была разделена на доставшийся нам по наследству советский сектор и новый, частный, рыночный сектор. Потом, году в 96-м и позже, они активно сливались. Сейчас не существует социалистического и коммерческого секторов: они уже более-менее слились, но возникает проблема переваривания старого сектора новой экономикой. Соответственно существуют огромные проблемы с различными реструктуризациями, освоением новых способов экономической деятельности. А для их решения соответственно нужны разнообразные консалтинговые и маркетинговые исследования.
- Вы знаете, для многих в России слова «маркетинг» и «консалтинг» до сих пор остаются, если не шаманскими заклинаниями, то чем-то не слишком понятным.
- Я вообще считаю, что работу в этих областях можно считать в чем-то миссионерской деятельностью: в России надо создавать новую культуру бизнеса. Хотя, с другой стороны, это - чисто коммерческая деятельность, потому что все маркетинговые и консалтинговые исследования стоят денег. Кроме того, лично для меня как для социолога, работающего в основном в сфере политики, это еще и очень интересно, поскольку любое исследование дает очень много косвенной информации о том, как вообще живут люди, что для них важно в этой жизни.
Например, сейчас есть мнение, что в России начинается экономический рост.
- Он действительно начинается?
- Он действительно начинается, хотя, если смотреть на бытовом уровне, то там он просматривается достаточно слабо. Хотя тоже просматривается. Если же смотреть на макроэкономические показатели, то картина тут иная. Например, резко увеличилось количество рекламы, более того - на нее растут. Растут цены на продукцию, появился огромный сектор товаров класса «премиум» (есть сок, а есть дорогой сок). Это показатели того, что, действительно, рост происходит. Другой вопрос: как это будет продолжаться, к чему может привести. А поскольку сейчас на нашем рынке резко возросло количество отечественной продукции, можно надеяться, что на этот раз ситуация будет развиваться не так, как в 97-м году.
- В 97-м - 98-м наше правительство увлеклось рискованной игрой на рынке ценных бумаг, да к тому же цены на нефть упали. Так что тот кризис во многом, наверное, был политическим: у власти оказались люди, не сумевшие удержать экономику в тяжелой ситуации.
- Я много занимался политическими исследованиями и должен сказать: проблемой всех политических партий, которые я знаю, было то, что все они не умели заниматься экономикой. На самом деле это очень важно. Партия должна брать власть, но, став правящей, она должна заниматься в основном реальной экономикой и социальным сектором. И это надо просто уметь делать. В этом и беда наших политиков.
- Власть ведь во время августовского кризиса 98-го года была в руках наших демократов. Тех, кого во многом поддерживал «средний класс» (в значительной мере дефолтом и уничтоженный). Но и тогда, и сейчас власть лишь на словах поддерживает малый и средний бизнес, на деле же его душат, тихо и спокойно. Какие могут быть маркетинг и консалтинг, когда завтра вам изменят правила игры?
- Это, на самом деле,- тоже интересное направление исследований. Дело в том, что наша экономика сейчас (если иметь в виду уровень ее культуры) только возникает. Она растет, а пока является достаточно примитивной. Это важно и для культуры общества вообще, поскольку она очень сильно зависит от той культуры, которая существует в области экономики.
Было у нас социалистическое государство, там был определенный тип деловой культуры, и она очень сильно давила на все остальные области. Потом у нас была бандитская экономика, она тоже в культуру активно проникала. Это означает, что надо активнее влиять на тот тип культуры, который существует в деловой среде. Нужно, чтобы это была максимально развитая культура, поскольку она все равно будет влиять на все остальные виды культур, которые существуют в стране. Когда мы этого добьемся, правила игры перестанут меняться два раза в год. Но этого нужно добиваться.
Беседовал Владимир Володин