Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Самборский: «Так и живем»...

 Владимиром Трофимовичем Самборским, предпринимателем из Сургута, членом Центрального совета партии «Союз людей за образование и науку» мы беседовали во время учредительного съезда партии СЛОН.

- Владимир Трофимович, как живете Вы, предприниматель, в небольшом, в общем-то, сибирском городе Сургуте?

- Когда Вы спрашиваете, как живется мне, предпринимателю из Сургута, то такой вопрос сужает огромную тему. Вот, как живется в Сургуте предпринимателям вообще – это другое.
Мне лично живется замечательно. Я – человек относительно обеспеченный. В свое время я удачно скупал ваучеры, еще более удачно их вложил. Теперь я крепко стою на ногах: за прошедшие 10 лет развил свой бизнес, который дает мне стабильный доход.

- Значит, Вы на Чубайса не жалуетесь.

- Нет. Более того, я скажу вещь, которая от меня отвратит очень многих людей: я считаю Чубайса (без тени шутки) абсолютно гениальным человеком. Человек гениальный, в первую очередь, в менеджменте, в организации. Это мое личное мнение.
Я не только на него не жалуюсь, но считаю, что это человек, который нашу страну, а она была повернута вниз головой и засунута по плечи в болото, выдернул оттуда и поставил хотя бы на колени. Вот теперь она с колен потихоньку поднимается, отряхивается и выпрямляется. Пускай плохо, боком, шаг вперед, два назад. Но, во всяком случае, гениальность его в том, что обратной дороги нет.
Его можно критиковать до бесконечности (и справедливо в большинстве случаев), но не будем говорить о нем. Будем говорить о предпринимательстве в Сургуте. Конкретный город, конкретная прослойка населения, конкретные люди.
Так вот, мне живется, как человеку, очень хорошо, потому что я поверил Чубайсу и Гайдару. Как предпринимателю мне живется омерзительно. Знаете, как по Чехову: человек - это звучит гордо, а выглядит омерзительно. Так вот мне, как предпринимателю, очень плохо.
Но это – конкретный случай: у меня жесткое противостояние с мэром города, который втихую, мелкими, гадкими способами (не подписывает договоры аренды, а нет договора аренды на землю – нет разрешения на строительство, стоит пять месяцев стройка, я несу убытки, идет переписка бесплодная) мне вредит.
Предпринимательство же в городе Сургуте представляет собой пеструю картину – это три разновеликих группы (по моей классификации). То, что я скажу – не статистические данные, и цифры я буду называть примерные. Более того, что-то я буду выпячивать и утрировать, чтобы стало яснее, о чем идет речь.
Процента, наверное, два-три предпринимателей – такие же, как я, - никак не связанные с бюджетом. Они, честно говоря, дают городу незначительный доход в виде налогов.
Процентов, наверное, восемьдесят предпринимателей – это челноки, ИЧП – самые мелкие и мельчайшие структуры, которые дают от своей деятельности половину доходов бюджета.
И оставшиеся семнадцать – восемнадцать процентов – это те люди, которые паразитируют на бюджете города Сургута. С одной стороны это – предприниматели, с другой (на самом-то деле) – это люди, которые обслуживают администрацию города: поставляют различные материалы, ведут строительство по заказам мэрии.
Чтобы понять, с каким поразительнейшим явлением мы сталкиваемся в Сургуте, приведу несколько цифр. Например, население такой страны СНГ, как Молдавия, - 3,5 миллиона человек. И бюджет ее составляет 300 миллионов долларов. В городе Сургуте проживает, приблизительно, 300 тысяч человек. В лучшие годы (самым лучшим был 2000-й) бюджет Сургута составлял 700 миллионов долларов.
Что означает эта цифра? Это означает, что доход на одного жителя города Сургута не только в десятки раз выше, чем на одного жителя Молдавии, но и на 232 доллара выше, чем доход на одного жителя города Нью-Йорка. И на 420 долларов больше, чем на одного жителя Парижа. Только у нас город Сургут, а не Париж, и не Нью-Йорк.
Это северный город, правда, достаточно благоустроенный. У нас, например, на хорошем уровне дороги. Но когда задаешь вопрос: «А сколько это стоит?» –в администрации города сразу начинается истерика. Потому что, когда читаешь отчеты бюджета, становится просто страшно. Цифры следующие: в 2000-м году суммарный бюджет департамента ЖКХ составлял порядка 4-х миллиардов рублей (Бюджет ЖКХ, например, Омской области без города Омска составил в том же году 101 миллион. Так это Омская область без города Омска, а это город Сургут). Только департамент ЖКХ – 4 миллиарда рублей.
И это все обслуживается присосавшимися к бюджету так называемыми предпринимателями. Как к ним попадают деньги? Очень простым способом. Есть департамент инвестиций и поддержки предпринимательства. Из бюджета деньги загоняются в этот департамент. Они сразу становятся внебюджетными. И эти деньги выдаются особо приближенным к мэру: это либо те люди, с которыми он работал раньше в одной организации, либо бывшие депутаты городской думы. И делается это под видом развития программ, имеющих социальную значимость, например, строительство элитного жилья, строительство сети кабельного телевидения, строительство сети автозаправок...

- Строительство элитного жилья имеет социальную значимость?

Да, наш мэр назвал все это: «социально значимые проекты». Вот туда через департамент загоняются бюджетные деньги, которые становятся не бюджетными. Потом абсолютно официально по бизнес-плану выделяются приближенным лицам. Суммы такие: 200, 300, 60, 80 миллионов рублей. План 2001 года, например, составлял 736 миллионов рублей. Из этой суммы только трем лицам – это люди администрации и мэра в первую очередь, выделено, примерно, миллионов 450 – 500. Вот такой у нас предпринимательский климат в Сургуте.
С одной стороны у нас – люди, которые торгуют на рынках, чтобы заработать кусок хлеба, которые бесправны абсолютно. С другой стороны – пара-тройка процентов таких, как я, кто не имеет к бюджету никакого отношения. И остальные – при начальстве.
Вот такая моя картина бизнеса в Сургуте. И все это основано на одном-единственном факторе – на лжи. Все это лживо, потому что, когда бюджетные деньги через департамент дают людям якобы на развитие социальной сферы, - это ложь. Это обман. Это беспринципно.
И, думаю, с разными вариациями это происходит и в других местах. Как остроумно сказал сегодня один из выступавших на нашем съезде товарищей: как только кто-нибудь что-нибудь начинает улучшать, сразу становится еще хуже. Как только Путин сказал о поддержке малого бизнеса, как только уменьшили налоги, они суммарно стали больше. К великому сожалению все, до чего дотрагивается чиновник, омертвляется или искажается до неузнаваемости. Мы знаем примеры: кукуруза – Хрущев, борьба с алкоголизмом – Горбачев. Здравые, абсолютно умнейшие мысли доводились до абсолюта и превращались в абсурд.
Так мы и живем.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости