Целый ряд СМИ распространил на минувшей неделе сенсационную новость: «На расширенной коллегии МАП вице-премьер Алексей Кудрин дважды огорчил российский малый бизнес. Он сообщил, что снижение налогов для малых предприятий – временная мера, а 100 млн. руб. бюджетной поддержки на этот год малый бизнес, скорее всего, не получит.
Выступая на коллегии Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, глава ведомства Илья Южанов фактически обвинил правительство в нежелании помогать малому бизнесу. Южанов высказал опасение, что выделенные на этот год федеральному фонду поддержки малого предпринимательства 100 млн. руб. так и останутся нераспределенными…
Вице-премьер Алексей Кудрин подтвердил, что Минфин, скорее всего, не сможет выделить на поддержку малого предпринимательства предусмотренные бюджетом 100 млн. руб., но ответственность за это возложил на само антимонопольное ведомство…
Так что и без того небольшие бюджетные деньги на поддержку малого бизнеса до адресата в этом году могут и не дойти. На фоне заверений со стороны всех ветвей власти о поддержке малого бизнеса это выглядит довольно странно.
Похоже, в правительстве, во всяком случае, в Минфине, вообще не уверены, что малый бизнес нужно как-то специально поддерживать.
Алексей Кудрин подчеркнул, что само существование федерального фонда поддержки малого предпринимательства – мера временная, а вообще для успешного функционирования малого бизнеса нужны просто нормальные общие условия в экономике».
С просьбой прокомментировать, что же произошло на коллегии МАП, мы попросили ее участницу, руководителя департамента государственной поддержки малого предпринимательства МАП Надежду Афиногеновну Каллину.
- Если верить СМИ, министр финансов, выступая на коллегии Вашего министерства чуть ли не отказался давать МАПу деньги на поддержку предпринимательства. И более того, якобы заявил: вообще не надо этого делать. Насколько это соответствует действительности?
- Кудрин не заявлял, что вообще этого делать не надо. На сегодняшний день есть некоторые разногласия по порядку финансирования текущей государственной программы поддержки предпринимательства.
Дело в том, что вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно которому бюджетные средства должны распределяться по определенным правилам. Все бюджетные средства, которые распределяются на основании Бюджетного кодекса, являются безвозвратными суммами, которые распределяются через казначейское исполнение.
Но МАП считает, что финансирование федеральной программы поддержки предпринимательства не может быть безвозвратным. Финансирование малого бизнеса – это не благотворительность.
- Это кредиты.
- Это не столько кредиты, сколько займы, сколько создание инфраструктуры, чтобы эти деньги работали. Главное - это не бесплатная халява, которая пойдет в регионы и обратно никогда никуда не вернется и ничего не создаст.
Существовавший до вступления в силу Бюджетного кодекса порядок распределения средств государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривал распределение финансовых средств на конкурсной возвратной основе. Регионы получали деньги на реализацию программ поддержки предпринимательства у себя в регионах, отрабатывали эти деньги и возвращали обратно. Эти деньги опять аккумулировались и шли в следующий регион, на решение очередных проблем. А финансирование мероприятий программы, которое предусматривает Бюджетный кодекс, говорит о том, что мы просто становимся неким оператором, который просто распределяет деньги в регионы деньги. Мы с этим категорически не согласны.
Кудрин подчеркнул, что осталось противоречие в том порядке распределения средств, который существовал раньше, и который предусмотрен Бюджетным кодексом, что эти противоречия нужно решать. И пока мы эти противоречия не решим, весьма проблематично расходование средств, выделенных на государственную поддержку предпринимательства.
Но МАП в свою очередь заявляет: поддержка малого предпринимательства – это не целевые объекты, а исполнение мероприятий. И разница между финансированием мероприятий и объектов огромная. Если в рамках целевых программ строятся какие-то конкретные объекты: роддома, школы, мосты – мы понимаем, что должно быть целевое финансирование, что эти деньги безвозвратные.
Но поддержка предпринимательства – совсем другое дело. Возьмем, например, микрофинансирование. Это - мероприятие, оно не должно быть безвозвратным. Деньги ушли в регионы, там создается микрофинансовая организация, которая дает микрокредиты малым предприятиям. Те кредиты отработали и вернули обратно. Процесс идет в круговороте. Это – мероприятие. Или - подготовка кадров: это тоже мероприятие. Создание каких-то вещей, помогающих малому бизнесу, например, «бизнес-инкубаторов». Средства отработали и вернулись. То же самое с выдачей займов малым предприятиям, работающим в сельском хозяйстве: они отработали и вернули.
Поэтому мы считаем, что финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса должно быть возвратными. А то противоречие, которое возникло с Бюджетным кодексом, должно быть устранено. Надо предусмотреть не только безвозвратное исполнение целевых программ, но и финансирование мероприятий на возвратной основе.
- То есть сейчас, видимо, нужно принимать либо изменения в Бюджетный кодекс, либо какой-то закон?
- Да, нужно принять порядок, регламентирующий финансирование мероприятий государственной поддержки предпринимательства. Что мы и предложили. В прошлом году был утвержден правительством порядок по финансированию мероприятий по господдержке предпринимательства. В этом году мы предложили правительству два варианта: или подготовить консолидированный порядок расходования средств на господдержку предпринимательства, или внести изменения в Бюджетный кодекс, которые предусматривают, что именно направление финансирования мероприятий может быть на возвратной основе.
И Кудрин не говорил, что поддержка бизнеса не нужна. Он поднял другой вопрос: теми финансовыми средствами, которые заложены в бюджете, проблему поддержки малого предпринимательства не решить. И он сказал, что это паллиативная мера, которая лишь на сегодняшнем этапе исправляет ситуацию.
Мы в принципе согласны, что меры должны быть комплексными, что и разрабатываться они должны в комплексе всеми министерствами. Сейчас большие проблемы стоят по реформированию системы ЖКХ, РАО ЕС, МПС, топливно-энергетического комплекса. Каждое министерство старается все делать совершенно самостоятельно, без учета, что при этом реформировании можно было бы привлечь в экономику новые силы, создать малые предприятия.
А возьмите хотя бы систему ЖКХ – какие там могут быть перспективы для малого бизнеса. Но получается, что о малом бизнесе беспокоится только МАП, а всем остальным до него нет дела.
Беседовал Владимир Володин