Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев: «Помощь должна быть разумной...» Интервью первое

Юрий Симачев, начальник Управления анализа и разработок Института комплексных стратегических исследований.


О всемерной поддержке малого бизнеса у нас говорят с самых высоких трибун уже не первый год. И время от времени призывы, кажется, начинают воплощаться в жизнь. Принимаются некие законы, создаются комиссии, фонды и так далее. Сейчас как раз начался период административной активности. Неожиданно разрешили заниматься бизнесом с 14 лет. Почти освободили фирмы на три первых года работы от плановых проверок. РСПП представляет свой проект по развитию малого и среднего бизнеса. Министр внутренних дел, вроде бы, согласился с тем, что милиция не должна, как сейчас, вмешиваться в дела предпринимателей, не будет проводить постоянные проверки. Судя по постоянным затяжным заседаниям рабочей группы при ведомстве Германа Грефа (в этом принимает участие и представитель НИСИПП), там готовится что-то еще.


- Как Вы оцениваете то, что происходит сейчас в сфере упорядочения деятельности малого и среднего бизнеса, прежде всего, его отношений с государством? С таким вопросом мы обратились к Юрию Вячеславовичу Симачеву, одному из ведущих экспертов в области развития предпринимательства.

- На самом деле, процесс создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса мне представляется весьма противоречивым. А действия, которые предпринимают в этом направлении государственные органы, - непоследовательными, лишенными какой-либо стратегической цели. Поясню, что я имею в виду.

Первое: Возьмем тот же закон о проведении проверок в течение трех первых лет работы предприятия. Следует заметить, что речь в нем идет о плановых проверках.

- Да.

- Возникает вопрос: неужели нельзя замучить бизнес внеплановыми проверками?

- Конечно, можно.

- Совершенно верно.
Второй момент, который, мне кажется, тоже очень существенен – само по себе отсутствие таких проверок (если закон, действительно, будет работать) не приведет ли к тому, что большинство предпринимателей бросится открывать новые фирмы…

- Которые будут существовать 2 года и 11 месяцев…

- Пусть ровно три года. Понимаете, что плохо: это приведет к тому, что в успешном малом бизнесе у предприятия не будут накапливаться преимущества от истории деятельности. Не будет формироваться имидж, кредитная история, связи. Опять все будет персонализировано на уровне людей и не будет связано непосредственно с этими малыми предприятиями как с юрлицами. Возникает дополнительный барьер для эволюционного развития, для того, чтобы малый бизнес становился средним.

Правда, это спор в рамках моделей развития малого бизнеса. Мы можем говорить о том, хотим ли мы, чтобы успешные малые фирмы быстро росли и развивались – это одна модель. Для этого мы убираем все нерациональные барьеры на пути создания, развития и ликвидации неэффективных малых фирм. Тогда успешные малые фирмы быстро развиваются и будут давать основной эффект для экономики, когда станут средними.

Другая модель – мы создаем условия, чтобы больше людей могло начать свое дело. Фирмы особенно не растут, но при этом их много, расширяется круг собственников и так далее. Создается такой бурлящий котел, которого у нас пока нет.

Бог с ними, с этими двумя вариантами, хотя мне все-таки больше нравится вариант, связанный с условиями для динамичного развития малых предприятий, чтобы они становились средними и крупными. Но есть обратное, вредящее развитию малого предпринимательства решение, которые сейчас считается уже обсужденным и одобренным. Это - введение НДС-счетов.

Вы понимаете, в чем дело: ведь это, прежде всего, ударяет по малому и среднему бизнесу. Несмотря на то, что малый бизнес зачастую не является (в зависимости от системы учета, или налоговой системы) плательщиком НДС, на него все эти требования тут же ложатся.

По данным исследований, почти половина издержек малого бизнеса по различным административным затратам связана с ведением бухгалтерского и налогового учета. Это ясно: чем меньше организация, тем выше у нее издержки по ведению бухгалтерского и налогового учета. А мы берем и на них наваливаем дополнительно еще одну систему.

- А нельзя в законе сделать примечание, что этот счет не ведут те, кто не платит НДС?

- Ну, что вы, тогда сама идея НДС-счетов потеряется. Ведь все станут сбрасываться все затраты на малые предприятия, а сама идея НДС-счетов базируется на том, что позволит эффективно бороться с фирмами-однодневками.

Я вообще против идеи НДС-счетов: я не считаю ее достаточно эффективной для решения поставленной проблемы. Но самое главное – я считаю ее очень вредной для развития малого предпринимательства. Это существенно повышает издержки малого бизнеса.

И опять же мы приходим к тому, что какой-то последовательности, логичности в действиях правительства нет. Отмена плановых проверок в течение первых трех лет работы фирм и введение НДС-счетов – два резких движения в противоположном направлении. Мало осмысленные, мало связанные. Первая мера не оценивает различных вариантов поддержки малого бизнеса. Вторая мера просто бьет по нему очень существенно. И все это сочетается с риторикой, что малый бизнес нам очень нужен.
Так что помощь ему должна быть иной.


Мы прервем здесь наше интервью, поскольку проблемы, обсуждавшиеся дальше, хотя и относились к теме малого бизнеса и его взаимоотношений с государством, были несколько иными. Вторая часть интервью с Юрием Симачевым будет опубликована на нашем сайте в ближайшее время.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости