Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Чепуренко: «Нужно менять конструкцию государства...»

- Александр Юльевич, наше правительство в последнее время много говорит о поддержке малого бизнеса. Недавно принят закон об отмене плановых проверок в первые три года работы частных предприятий. Но все же эксперты очень скептически относятся к словам и действиям власти. А что вы скажете по этому поводу?

- Я не оригинален и пристроюсь в ту же шеренгу: я также достаточно скептически отношусь к мерам, заявленным российским правительством. И не потому, что мне не нравятся эти меры. а потому, что, во-первых, я глубоко убежден на основании опыта, который мы накопили за последние десять лет: в осуществлении политики в области малого предпринимательства есть определенные трудности, которые в рамках нынешней конструкции власти в принципе не разрешимы.

Я придерживаюсь той точки зрения, что самое лучшее, чего можно ожидать от российского правительства, это меры, если можно так сказать, со знаком минус. И не нужно требовать от них мер со знаком плюс. Что я имею в виду: отказ от какой бы то ни было заявленной политики в области малого бизнеса и сосредоточения на административной реформе. Я убежден, что все проблемы российского малого предпринимательства сегодня лежат не в области конкретных мер политики по малому бизнесу, а в области более широкой - в области конструкции российского государства и его взаимоотношения с обществом.

- А как бы Вы изменили эту конструкцию? Мы все время в нее упираемся, и что бы мы ни меняли, становится только хуже.

- Эту конструкцию можно изменить, играя на противоречиях в рамках государственной машины: между отдельными ведомствами, между интересами государства как целого и отдельных ведомств, между федерацией и регионами, между интересами государства и отдельного чиновника.

Но это, конечно, достаточно сложная задача...

- Тем более, что, например, интерес отдельно взятого чиновника выражается зачастую одним словом: «дай».

- Да. И именно поэтому в отношении отдельного чиновника возможна политика кнута и пряника.

Кнут - это беспокоящий огонь в виде введения разного рода конкурсов для чиновника, самым существенным образом тормозящего те или иные меры в области регулирования предпринимательской деятельности на уровне района, города, области. С другой стороны, пряник в виде разработки не программ и не отдельных мероприятий, а бизнес-планов по отдельным направлениям программы поддержки малого предпринимательства. Из этого будет в частности следовать, что реализацией этого бизнес-плана через частные управляющие компании тот же чиновник будет обеспечен гораздо лучше, и ему не придется просыпаться ночью в холодном поту.

- Возможна ли реализация такого плана?

- Я не верю, что реализация такого плана возможна, но думаю, что социальный эффект был бы очень высок (Если мы изначально верим в заложенную в бюджет сумму на поддержку малого предпринимательства, будь то федеральный, будь то региональный). Как рисуют схемы распределения этих средств и систему контроля государственные структуры, и как - частная управляющая компания? Я почти убежден, что обнаружится возможность и достигнуть тех же целей меньшим объемом ресурсов, и организовать надежный контроль за реализацией этих мер. То есть при тех же средствах, или даже меньших, добиться большего эффекта.

Разумеется, для этого нужно так называемое «публичное соревнование». Например, то , что делает «Яблоко» с разработкой бюджета, представляя альтернативный проект. Такую же схему можно предложить бизнесу.

- Но «Яблоко»каждый раз проигрывает это соревнование: есть бюджет правительства, и его продавливают в любом случае и любыми способами. Вы не думаете, что здесь будет так же?

- Это понятно: силы слишком не равны. Но я думаю, что на уровне регионов, скажем, структуры, занимающиеся поддержкой предпринимательства в рамках региональных властных органов, и бизнес-сообщество, уже бороться могут. Бороться за что? За благосклонность со стороны губернатора и областной Думы. И там эти подвижки возможны.

- Последний вопрос: вот сейчас стала главной темой тема ЮКОСа. Как Вы считаете, история с демонстративным наездом, с не слишком законными действиями государства окажет влияние на малый бизнес? Не станет ли дурной пример заразителен?

- Косвенно, конечно, она окажет влияние. После того, как власть сходила по-большому, она рано или поздно захочет сходить по-маленькому. Я не думаю, что это будет инициатива на уровне Генеральной прокуратуры или стоящих за ней структур, но совершенно очевидно, что в такой обстановке разнузданное поведение правоохранительных органов в отношении малого бизнеса получит дополнительный импульс для развития в том же направлении. Это совершенно очевидно, и с этой точки зрения негативные последствия для малого бизнеса будут.

- К тому же могут порваться некоторые связи для тех, кто занимается экспортом-импортом.

- В том, что касается экспортно-импортных связей российского малого бизнеса, я не думаю, что это окажет прямое воздействие: это не тот уровень взаимосвязи.

-Я понимаю. Но вот простейшая схема: небольшие фирмы поставляют продукцию из-за рубежа. Оборотный капитал невелик, и они с трудом добиваются поставок в качестве товарного кредита. Но сейчас западный партнер им говорит: какой товарный кредит - вас в любой момент посадить могут неизвестно за что. Извольте перечислять нам стопроцентную предоплату за товар. И это уже совсем иная ситуация для наших фирм.

- С этой точки зрения - да. Но основная часть малого экспорта - продукты и промтовары.

-А как сейчас хотят треснуть по «челнокам»?

- Вопрос с «челноками» стоит уже более полугода. Безусловно, какое-то воздействие эти обще-негативные ожидания окажут. Но я знаю практику работы некоторых малых компаний, занимающихся импортом. Они эту проблему решают за счет залога. Конечно им станет трудно, потому что возрастет сумма залога, а оборотных средств немного.

- В том-то и дело. Ведь по малому бизнесу стукнут сильнее, чем по ЮКОСу, причем этого даже не заметят. Как в басне: «Медведь сел на ежа...»

- Да, такой вариант вполне возможен. Особенно не в части ужесточения финансовых условий, поскольку малый бизнес в легальном финансовом секторе не работает, и здесь его ущучить трудно. А с точки зрения вакханалии контрольно-проверочной деятельности и того, что называют «вымогательством участия» - вот это самое больное место. В обстановке страха объем «просьб» может возрасти, и отказать не будет никакой возможности.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости