Александр Братко, предприниматель, заместитель председателя Московской областной организации партии «Союз людей за образование и науку (СЛОН)».
На нашем сайте, как правило, выступают эксперты - люди, занимающиеся исследованием бизнеса. И, к сожалению, гораздо реже о своих проблемах говорят сами предприниматели.
Сегодня мы начинаем публикацию беседы с подмосковным предпринимателем Александром Братко, человеком, занимающимся не только бизнесом, но и общественной деятельностью. Наша достаточно долгая беседа (она будет опубликована в виде двух интервью) касалась целого ряда вопросов, связанных с сегодняшней жизнью отечественного малого и среднего бизнеса. И говорил о своем видении этих вопросов человек, знающий ситуацию изнутри.
Итак, интервью первое.
- Александр, как, по-вашему, сейчас живется бизнесмену? Сейчас правительство вновь обещает помочь малому и среднему бизнесу. Госдума принимает законы о вашей поддержке: три первых года работы не будет плановых проверок.
- Честно говоря, об этом законе я даже не слышал.
- Это замечательно: власть демонстрирует заботу о бизнесе, а Вы об этом даже не слышали. Тем не менее, такой закон принят. Все хотят помогать бизнесу.
Но когда я встретился с вашим знакомым – Андреем Булановым, таким же, как Вы, предпринимателем из подмосковного Щелкова, история злоключений которого вывешена у нас в рубрике «Депутатская поддержка», то уж извините, о какой поддержке малого бизнеса мы говорим?
- Ситуацию с предпринимателями можно разделить на несколько пластов, поскольку однозначно ее охарактеризовать нельзя. С одной стороны последние год – полтора наметилась определенная тенденция на улучшение условий бизнеса. Во-первых, наконец (я говорю о Московской области), введен закон о едином налоге на вмененный доход, за который в свое время малые и средние предприниматели двумя руками голосовали. Так как он был очень сырой и противоречивый, его на полтора (фактически на два) года отложили, и ввели только с прошлого года.
Плюсы такого налогообложения видны невооруженным глазом: явное упрощение налогообложения и налоговой отчетности, уменьшение налогового пресса, что дает предпринимателю возможность больше выйти из тени (еще не до конца, но больше). И наиболее ярко это выражается в увеличении официальной части зарплаты. Теперь можно сразу поддержать нашего работника, чтобы ему шли пенсионные накопления за счет того, что уменьшились остальные виды налогов.
Но и в нынешнем виде этот закон доведен не до конца: критерием, по которому предприниматель переходит на вмененный налог – торговые площади. Сначала принимали ее определили в 75 квадратных метров, потом, в последний момент, сделали 150. Но если у вас 153 квадратных метра, то вы из этого закона выпадаете. У меня один магазин как раз такой: 153 метра. В результате возникла проблема: или фирму дроби, или веди двойной учет. А его невозможно вести: там нет НДС, здесь он есть, там есть налог такой-то, здесь нет...
- А отгородить чуланчик, если считается только площадь торгового зала?
- Считается только площадь торгового зала, в законе это четко прописано. Но простой перегородкой тоже не отделаешься: перегородка должна быть капитальная, утвержденная планом БТИ. Так что это – не лучший выход.
- Чем Вы торгуете?
- Товарами хозяйственной группы и строительными материалами.
- Но тогда Вам помещение нужно не маленькое.
- В общем-то да. И здесь последний шаг, которого не хватило, хотя меня приглашали в прошлом году на областное совещание по предпринимательству. Я сразу сказал: почему не сделали заявительный характер этого закона? По «упрощенке» в принципе любой может перейти, если объем оборота не превышает определенный. Хочешь – переходи, не хочешь – не переходи. Так должно быть и здесь. Естественно, мебельные магазины, которым необходимы крупные торговые залы, сами не перейдут на новый налог – им это не нужно. Но этот вопрос в законе недоработан.
Не решен также до конца вопрос наличного и безналичного оборота. С одной стороны государство постоянно стремится привести предпринимателя к тому, чтобы он как можно больше работал по безналичному расчету. И нам это удобнее: лишнюю наличку туда-сюда не возить. Но любая проплата через банк считается оптовой торговлей. Даже, если приходит представитель соседней школы и покупает по счету 10 кусков мыла, это считается оптовой торговлей. А оптовая торговля не попадает под единый налог. На нее сразу накладываются НДС, налог на прибыль и так далее. То есть опять встают проблемы с ведением раздельного учета.
Теперь что касается административного пресса. Благодаря тому, что правительство и соответствующие региональные структуры более массировано начали очередной раз провозглашать любовь к малому бизнесу, административный пресс на малый бизнес несколько снизился. Я имею в виду взаимоотношения бизнеса и местных властей, поскольку для малых и средних фирм эти отношения – главные. Но это - за исключением тех моментов, когда предприниматели наступают на собственный интерес административных руководителей. Где они пересекаются, компромиссов, как правило, найти не удается.
С мнением Александра Братко о конкретных проблемах взаимоотношений предпринимателей и местных властей наши читатели познакомятся во второй части беседы.
Беседовал Владимир Володин