Александр Братко, предприниматель, заместитель председателя Московской областной организации партии «Союз людей за образование и науку (СЛОН)».
Сегодня мы публикуем вторую часть беседы с Александром Братко, посвященную непосредственно проблемам малого бизнеса в Московской области.
- Александр, Вы сказали, что отношения бизнеса и местных властей (а они – главные для малого бизнеса) сейчас складываются нормально, « за исключением тех моментов, когда предприниматели наступают на собственный интерес административных руководителей. Где они пересекаются, компромиссов, как правило, найти не удается». Но совсем недавно мы опубликовали материал о борьбе знаком ого Вам Щелковского предпринимателя Андрея Буланова изампреда районной администрации Лобяна. Буланов ведь не наступал на интересы зам главы администрации.
- С чьей точки зрения? С точки зрения Буланова, безусловно. Он даже перевыполнил свои обязательства.
- А тот захотел получить все сразу…
- Да, он хотел получить как можно больше: в хорошем месте раскрученную торговую точку. Подсчитал, что примерная стоимость вопроса – столько-то. Не согласен, тогда начался накат по полной программе.
- Я думаю, что Буланов не один такой.
- Не один, но нельзя сказать, что таких масса. Периодически кто-нибудь попадает под этот движущийся каток, в лице различных чиновников, и этот каток уже не свернешь: либо ты отбежишь в сторону, либо тебя раздавит.
- Вы не верите в то, что Буланов может чего-то добиться?
- Если бы я совсем не верил, я бы ему сразу посоветовал: продай все, открестись и не рыпайся. Все-таки какие-то зачатки правовых отношений есть, могут какие-то депутатские структуры повлиять на этот процесс. Поэтому, я думаю, есть возможности отстоять свой бизнес.
- Правительство сказало: любите малый бизнес, его полюбили. Сейчас власть посадила Ходорковского, местные чиновники скажут: у нас своих маленьких Ходорковских полно. Давайте мы их всех тоже прижмем.
- Хорошая аналогия: бей больших, маленькие бояться будут.
- Разумеется, каждый маленький начальник, видя, что большому можно, считает: а почему нельзя мне?
-Я еще раз повторяю: аналогия хорошая и в принципе некоторые, будем так говорить: тупоголовые чиновники могут это взять за ориентир. Сделать такой вывод и действовать в этом направлении. Не исключено.
- А что надо, чтобы действительно защитить себя?
- Во-первых, должны заработать те законы по малому бизнесу, которые существуют, или не действуют, или действуют в очень ограниченном виде. На каждый закон создано очень много подзаконных актов, инструктивных писем, разъяснений, толкований, за которыми даже хорошая суть этого закона исчезает, и ее почти не видно. Закон не работает.
Надо добиваться, чтобы, во-первых, сам закон был хорошо проработан. Пускай он будет вынесен на обсуждение, как закон о едином налоге на вмененный доход, - два года его дорабатывали и доработали в итоге. Точно так же можно доработать законы о среднем бизнесе и вообще о предпринимательстве. Закон о предпринимательстве должен быть простой, ясно читаемый и ясно толкуемый, без всяких «вправо – влево»: здесь так посмотреть, а здесь так подумать.
И во вторую очередь, прокуратура, наверное, должна следить за выполнением закона, должна очень быстро четко реагировать на нарушения.
- Вы еще не потеряли надежду?
- Конечно. Если бы потерял, я бы уехал к себе на дачу и, как бывший римский император, выращивал бы цветы.
- Уже хорошо, что есть люди, которые надежду не теряют.
- Опять же здесь палка о двух концах: с одной стороны надежду не теряем, с другой деваться некуда. Я мог бы пойти, устроиться на работу. У меня есть квалификация, у меня есть красный диплом. Но я 10 лет уже отдал бизнесу, кое-чего достиг, мне есть чего терять. И обидно потерять. Я понимаю: землетрясение, наводнение – стихийные бедствия, форс-мажор. А когда в виде форс-мажора выступает чиновник среднего или мелкого уровня, я это не принимаю.
- Наверное, человек, почувствовавший себя хозяином, уже не хочет им не быть.
- Может быть, здесь психология определенная есть. Есть, что посмотреть, есть, что потерять, есть, чем гордиться, планы определенные, которые хочется выполнить.
- Был у меня в свое время разговор с Павлом Поручиковым, директором «Перинатального центра», который сживает со света глава фрязинской администрации Ухалкин: чего ж вы не уедете из Фрязино, от этого Ухалкина? Ведь вам предлагали…
- Предлагали, – отвечает,- но здесь я привык, тут и здание, и остановка называется «Перинатальный центр».
- Это очень тяжело - уехать, начать все с нуля… Возможно в отличие от предыдущих лет у тебя будет стартовый капитал, и все.
- А опыт?
- И опыт. Но за эти годы административная система только расширилась, а ты знаешь, какие круги придется заново проходить. Зная это адово хождение, уже не хочешь его повторять, уже думаешь: а хватит ли на это сил. И неизвестно, как в другом месте с другой администрацией сложится, может быть, тоже не получится. Очень велик риск, что может не получиться. Потом промедление в нашем малом бизнесе почти смерти подобно. Если ты отстал, если ты задержался, обгонять конкурентов, чтобы втиснуться в этот сегмент рынка достаточно сложно. Если они, конечно, не строго специфические, каких раз – два и обчелся. Рынок постоянно насыщается, конкуренция возрастает. Поэтому на новом месте втиснуться достаточно сложно.
- И все-таки бизнес живет…
- Живет. В целом нормально живет.
Я должен сказать, что чиновники в основном, к сожалению (во всяком случае по их действиям и разговорам), рассматривают фирмы малого и среднего бизнеса как каких-то иностранных интервентов. Потому что во всех отношениях с чиновниками звучит одна и та же идея: вы должны нам помочь - для развития инфраструктуры, для благоустройства, для помощи того, сего… Того, чем должно заниматься государство в первую очередь.
На это нормальный предприниматель должен ответить: моя задача развивать свой бизнес и платить налоги. А вы, раз мы вас избрали, грамотно их распределяйте. В ответ слышим: вы понимаете, людям нужно, пенсионерам, детям... Такое впечатление, что у нас работают другие люди, которым это не нужно, которые живут в собственном мире, где все есть: вся инфраструктура, все условия и так далее.
Мы точно такие же граждане, как те, от имени которых администрация к нам обращается. И нельзя перекладывать на нас абсолютно все заботы. А попытки эти постоянно идут, начиная с той же Щелковской администрации. Правда, уже не обязуют, как раньше, во всяком случае меня после той переписки с депутатом. Уже не вызывают никуда, и письма почти прекратились. А так – либо письмо, либо вызов в администрацию. Вплоть до того, что на реконструкцию основной магистрали города.
- Почему я должен федеральную трассу оплачивать?
- Но вы же по ней ездите.
- Но я и на автобусе езжу. Давайте я за автобус заплачу: не за билеты, а за автобус, за его ремонт.
Вот такая логика: вы пользуетесь городом, вы пользуетесь инфраструктурой – давайте оплачивать дополнительно. Я ведь плачу налоги.
- Налоги, видимо, разворовываются сразу.
- Не могу ничего сказать, как там они распределяются: мысли есть, а фактов нету.
- Даже, если не разворовывают, то куда-то профукивают.
- Как оно происходит, можно догадаться. Просто сейчас нет реальных фактов.
Вы знаете, недавно тот же Ухалкин выступал на встрече с предпринимателями. Сказал две очень интересных фразы, которые характеризуют очень четко чиновников такого уровня, с таким складом ума.
Ему задали вопрос: «Вы хотите, чтобы мы улучшали арендуемые муниципальные площади, так подпишите договор на долговременную аренду. Вы нам подписываете на один год. Какой дурак будет вкладывать деньги, если он на год подписал аренду, а через год его могут вышвырнуть в буквальном смысле?».
И глава подтверждает, ничтоже сумняшася: «Но вы же спрашивали, какими рычагами я могу пользоваться в отношениях с вами? Вот вам первый рычаг – подписание договора аренды не больше чем на год. На коротком поводке».
И когда я потом встал и сказал: «Владимир Васильевич, вы сказали, что ваша задача как можно больше взять от предпринимателей. В казну, в виде налогов и так далее. Но в любой экономике, в любом деле, прежде чем что-то взять, нужно что-то дать. Хотя бы в виде условий, чтобы повысилась отдача». И его ответ просто поверг в шок:
- Я вам уже все дал.
- Что вы нам дали? - Все смотрят на него с этим вопросом.
- Ну, как же: вы же живете в городе, вы пользуетесь улицами, пользуетесь инфраструктурой, телефонной сетью, торговыми площадями.
И бессмысленно говорить, что за все это вы платите, и налоги, и все остальные платежи. Человек считает, что он лично дал все условия и теперь за это должен взять как можно больше.
Увы, господин Ухалкин не объяснил предпринимателям, что они дышат его воздухом. А еще в сказке «Чиполлино» был глава местной итальянской администрации, устанавливавший налоги на атмосферные осадки: дождь, град и так далее. Может быть, и до этого скоро дойдем?
Беседовал Владимир Володин