Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Буев, Генеральный директор НИСИПП: "Нужна Политическая воля..."

В последнее время ряд сотрудников НИСИПП вместе с гендиректором института Владимиром Буевым постоянно занят работой в одной из специально созданных рабочих групп при правительстве. С просьбой рассказать о том, что это за работа, мы обратились к Владимиру Викторовичу Буеву.

- Как я понимаю, Вы участвуете в деятельности рабочей группы при Минэкономразвития? Что готовит эта группа?

- Во-первых, это не рабочая группа Минэкономразвития. Есть правительственная комиссия по административной реформе, которую возглавляет вице-премьер Борис Алешин. В рамках этой комиссии создано несколько рабочих групп по сферам деятельности. Каждую из этих групп возглавляют чиновники высокого ранга. Рабочая группа, в которой работаем мы, занимается вопросами административной реформы в сфере промышленности и научно-технической деятельности. В рамках этой рабочей группы есть экспертная группа, которая готовит все содержательные вопросы, и заместителем руководителя которой я являюсь.
Чем мы занимаемся? В стране есть ряд министерств и ведомств, отвечающих за развитие промышленности и научно-техническую политику. Ключевое ведомство в данном вопросе – Минпромнауки, но функции регулирования сферы промышленности являются компетенцией еще порядка 25-ти других министерств и ведомств. Это различные оборонные агентства, МАП, Минимущества и так далее.
У всех министерств и ведомств существуют положения, где прописаны функции, которые они должны в этой области реализовывать. И сейчас фактически идет процесс инвентаризации этих функций, сопряжения их с действующим на этот момент законодательством: положения писались у кого-то в 90-х годах, у кого-то в новом тысячелетии, и их функции с законодательством не сопрягаются.
Есть некий набор принципов, с точки зрения которых мы все функции рассматриваем. Скажем, такой принцип: может ли данная функция реализовываться рынком или не может.
Если говорить о конкретном примере: в положениях очень многих министерств и ведомств записано, что они проводят маркетинговые исследования.

- Кому это нужно?

- Так написано. Под эту функцию содержатся целые подразделения, которые этим занимаются. Фактически они либо заказывают исследования, и ими занимается кто-то другой, либо сами кого-то прозванивают, какую-то отчетность собирают. Довольно часто они просто находят на существующем рынке маркетинговых исследований какие-то обзоры и лепят какие-то аналитические записки, которые, на самом деле, никому не нужны. Но бумажный круговорот запускается. Функции, записанные в положении, поскольку оно утверждено министерством, должны реализовываться. Хотя эту функцию вполне может реализовывать рынок.

- А в чем состоит Ваша задача?

- Изначально весь спектр функций по той теме, которой мы занимаемся, был разделен на несколько блоков. Например, блок мониторинга состояния дел на вверенном участке, блок лицензирования, блок контроля и надзора, блок управления имуществом. Когда это все было структурировано, на экспертную сессию начали приглашаться представители министерств и ведомств. Каждая конкретная функция проходит через сито экспертов, определенных параметров. После ее всестороннего рассмотрения выносится решение: должно ли эти функции реализовывать государство, или от них нужно отказываться. Их могут реализовывать другие ячейки экономического общества, в первую очередь рынок.

- Тогда вопрос: даст ли Ваша работа эффект или нет? Ведь мы знаем, что бюрократия будет до конца стоять за каждую свою функцию.

- В рамках тех задач, которые были поставлены перед экспертными группами, шла нормальная напряженная работа. Задачи, ставившиеся перед нами, выполнены: рекомендации экспертов сформулированы, все предложения внесены. Все остальное зависит исключительно от политической воли. А вот будет ли эта воля, ответить сложно.

- Только что Минэкономразвития подготовило некий революционный закон о борьбе с коррупцией и учете имущества чиновников. Он был фактически зарезан в администрации президента. Не окажется ли так, что наиболее радикальные и необходимые предложения, которые вы внесете, также зарубят?

- Есть некие индикаторы: показатели того, как этот процесс может пойти дальше. Рабочая группа состоит в большинстве своем из заместителей министров, фактически из крупных чиновников конкретных ведомств. И вот, скажем, рассматривался на ней самый безобидный блок: анализ состояния дел на вверенном участке, где, собственно говоря, функции мониторинга, маркетинговых исследований. И было очень много споров, криков, чуть ли не скандалов. И эти смешные функции отстаивали очень упорно. Но жесткая позиция руководителя рабочей группы А.В. Данилова-Данильяна эти страсти погасила. Когда уже более серьезные функции рассматривались: контроль и надзор, лицензирование – шума уже не было, со многими позициями ведомства формально соглашались. Но потом начиналось некое движение внутри аппарата, после чего многие предложения экспертной группы какими-то аппаратными путями торпедировались. И сейчас, я думаю, даже те решения, которые прошли через рабочую группу, через правительственную комиссию, будут бюрократическими способами отыгрываться. В этом смысле мы опять говорим о политической воле. Такой вот уже изъеденный штамп, но, тем не менее, все зависит от нее.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости