Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Владимир Буев, Генеральный директор НИСИПП: "Нужна Политическая воля..."

В последнее время ряд сотрудников НИСИПП вместе с гендиректором института Владимиром Буевым постоянно занят работой в одной из специально созданных рабочих групп при правительстве. С просьбой рассказать о том, что это за работа, мы обратились к Владимиру Викторовичу Буеву.

- Как я понимаю, Вы участвуете в деятельности рабочей группы при Минэкономразвития? Что готовит эта группа?

- Во-первых, это не рабочая группа Минэкономразвития. Есть правительственная комиссия по административной реформе, которую возглавляет вице-премьер Борис Алешин. В рамках этой комиссии создано несколько рабочих групп по сферам деятельности. Каждую из этих групп возглавляют чиновники высокого ранга. Рабочая группа, в которой работаем мы, занимается вопросами административной реформы в сфере промышленности и научно-технической деятельности. В рамках этой рабочей группы есть экспертная группа, которая готовит все содержательные вопросы, и заместителем руководителя которой я являюсь.
Чем мы занимаемся? В стране есть ряд министерств и ведомств, отвечающих за развитие промышленности и научно-техническую политику. Ключевое ведомство в данном вопросе – Минпромнауки, но функции регулирования сферы промышленности являются компетенцией еще порядка 25-ти других министерств и ведомств. Это различные оборонные агентства, МАП, Минимущества и так далее.
У всех министерств и ведомств существуют положения, где прописаны функции, которые они должны в этой области реализовывать. И сейчас фактически идет процесс инвентаризации этих функций, сопряжения их с действующим на этот момент законодательством: положения писались у кого-то в 90-х годах, у кого-то в новом тысячелетии, и их функции с законодательством не сопрягаются.
Есть некий набор принципов, с точки зрения которых мы все функции рассматриваем. Скажем, такой принцип: может ли данная функция реализовываться рынком или не может.
Если говорить о конкретном примере: в положениях очень многих министерств и ведомств записано, что они проводят маркетинговые исследования.

- Кому это нужно?

- Так написано. Под эту функцию содержатся целые подразделения, которые этим занимаются. Фактически они либо заказывают исследования, и ими занимается кто-то другой, либо сами кого-то прозванивают, какую-то отчетность собирают. Довольно часто они просто находят на существующем рынке маркетинговых исследований какие-то обзоры и лепят какие-то аналитические записки, которые, на самом деле, никому не нужны. Но бумажный круговорот запускается. Функции, записанные в положении, поскольку оно утверждено министерством, должны реализовываться. Хотя эту функцию вполне может реализовывать рынок.

- А в чем состоит Ваша задача?

- Изначально весь спектр функций по той теме, которой мы занимаемся, был разделен на несколько блоков. Например, блок мониторинга состояния дел на вверенном участке, блок лицензирования, блок контроля и надзора, блок управления имуществом. Когда это все было структурировано, на экспертную сессию начали приглашаться представители министерств и ведомств. Каждая конкретная функция проходит через сито экспертов, определенных параметров. После ее всестороннего рассмотрения выносится решение: должно ли эти функции реализовывать государство, или от них нужно отказываться. Их могут реализовывать другие ячейки экономического общества, в первую очередь рынок.

- Тогда вопрос: даст ли Ваша работа эффект или нет? Ведь мы знаем, что бюрократия будет до конца стоять за каждую свою функцию.

- В рамках тех задач, которые были поставлены перед экспертными группами, шла нормальная напряженная работа. Задачи, ставившиеся перед нами, выполнены: рекомендации экспертов сформулированы, все предложения внесены. Все остальное зависит исключительно от политической воли. А вот будет ли эта воля, ответить сложно.

- Только что Минэкономразвития подготовило некий революционный закон о борьбе с коррупцией и учете имущества чиновников. Он был фактически зарезан в администрации президента. Не окажется ли так, что наиболее радикальные и необходимые предложения, которые вы внесете, также зарубят?

- Есть некие индикаторы: показатели того, как этот процесс может пойти дальше. Рабочая группа состоит в большинстве своем из заместителей министров, фактически из крупных чиновников конкретных ведомств. И вот, скажем, рассматривался на ней самый безобидный блок: анализ состояния дел на вверенном участке, где, собственно говоря, функции мониторинга, маркетинговых исследований. И было очень много споров, криков, чуть ли не скандалов. И эти смешные функции отстаивали очень упорно. Но жесткая позиция руководителя рабочей группы А.В. Данилова-Данильяна эти страсти погасила. Когда уже более серьезные функции рассматривались: контроль и надзор, лицензирование – шума уже не было, со многими позициями ведомства формально соглашались. Но потом начиналось некое движение внутри аппарата, после чего многие предложения экспертной группы какими-то аппаратными путями торпедировались. И сейчас, я думаю, даже те решения, которые прошли через рабочую группу, через правительственную комиссию, будут бюрократическими способами отыгрываться. В этом смысле мы опять говорим о политической воле. Такой вот уже изъеденный штамп, но, тем не менее, все зависит от нее.


Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости