Мы продолжаем беседовать с сотрудниками НИСИПП, принимающими участие в работе комиссии при вице-премьере правительства РФ Б. Алешине, занимающейся проведением административной реформы. Сегодня наш собеседник – Сергей Мигин.
- Сергей, только что на нашем сайте появилось интервью Владимира Буева, который рассказал об участии в работе над административной реформой. Он сказал также, что у Вас накопился очень большой опыт работы над концепциями этой реформы, и Вы могли бы рассказать по этому поводу немало интересного.
- Я бы не сказал, что у меня опыт очень большой, хотя на протяжении последних трех месяцев мы с Владимиром трудимся в одной из экспертных групп, занимающихся административной реформой. У нас, действительно, накопился, я бы сказал, специфический опыт конкретной работы.
- И что же это за «специфический опыт»? В чем его специфика?
- Видите ли, есть общая концепция административной реформы, программа ее проведения, президентская, какие-то общие цели. А как конкретно реализуется административная реформа, все представляют себе в общих чертах, конкретику мало кто знает. А ведь сейчас административная реформа проходит именно в некоем узком понимании.
Широко понимаемая административная реформа включает в себя реформу госслужбы, введение контрактной системы, разделение законодательных полномочий между различными уровнями власти. Административная реформа в узком понимании должна гармонизировать структуру федеральных органов исполнительной власти.
Она разбивается на два этапа. Сейчас как раз подходит к концу первый, когда уже практически проведена ревизия всех существующих функций федеральных органов исполнительной власти. При этом предполагается устранить избыточные функции в соответствии с выявленными критериями, дублирование.
На втором этапе предполагается дальнейшая работа: наполнение недостающими функциями. То, чем мы непосредственно занимаемся сейчас, - как раз ревизия избыточных функций, которая подходит к концу.
- Да, Владимир Буев как раз рассказывал, что существуют всякие странные функции различных государственных ведомств, например, ведение маркетинговых исследований…
- Да, как раз наша экспертная группа занималась такими функциями. Надо сказать, что большим недостатком административной реформы стало то, что с самого начала не было выработано никаких общих подходов к ведению конкретной работы. И непосредственно сами экспертные группы при всех рабочих группах как бы по-своему снизу вырабатывали подходы, делая это совершенно автономно. И отсюда тоже возникали проблемы, связанные с отсутствием общего подхода, с сопоставимостью результатов.
Речь идет о том, что мы сами должны были разбить все функции государственного управления на блоки. В первый блок, который мы рассматривали, вошли именно такие функции, оказавшиеся практически у всех ведомств, как мониторинг.
Мы вначале даже рекомендовали их в какой-то части сохранять, но затем у нас появился опыт, и мы пришли к пониманию того, что функции мониторинга вообще не должны быть закреплены за государственными органами. Только в секретно-стратегической части. У нас же, например, Госстрой ведет мониторинг каких-нибудь пластмасс для производства линолиумов, хотя это абсолютно не нужно. А сидят целые отделы, которые этим занимаются.
Вообще, в ведомственных положениях порою закреплены просто странные функции типа приема иностранных делегаций…
- Это что – функция министерства?
- Такие положения нам представляли агентства. Самая большая сейчас проблема – с агентствами: Судостроение, Росавиакосмос, Росвооружение. Вообще речь идет о том, что они создавались до 2006 года, и, вероятно, потом они все будут реструктурированы. Но сейчас с ними будут большие проблемы – есть большие пересечения, много излишних согласований. И функций у них очень много. Представляли они нам на рассмотрение экспертной группы даже такие функции, как расчеты потребления этилового спирта в подведомственных организациях. Вообще, какие-то курьезные вещи.
- Расход спирта, имеется в виду для технических целей или для внутреннего потребления? Они по раздельности считают или все вместе?
- Это, конечно, курьезный случай, но речь о том, что очень много избыточных с чисто экономической точки зрения функций. И, конечно, хотелось бы, чтобы они по большей части были упразднены.
- А Вы в это верите?
- Честно говоря, начиналось это все с таким энтузиазмом, был какой-то общий подъем, настрой на работу. А вот теперь постепенно создается впечатление, что самое главное здесь – наличие политической воли. Мы проводим экспертную работу…
- Вы – второй человек, рассказывающий о работе в комиссии Алешина, и тоже говорите о политической воле.
- Вы понимаете, мы – самое нижнее звено. Экспертные группы проводят основной объем аналитической работы. Потом они рекомендуют какие-то свои решения. Потом эти решения должны пройти сначала рабочую группу, состоящую из представителей ведомств. Потом рекомендации рабочей группы выносится на заседание правительственной комиссии, и там принимается решение. Как показывает практика, через рабочую группу всякие функции, локальные и не очень интересные, не связанные с большим количеством ресурсов, проходят. А когда речь заходит о чем-то более серьезном, возникают большие проблемы.
- Реформа проводится руками самих чиновников. Могут они провести ее?
- Некто господин Левенчук сказал, что это, как унтер-офицерская вдова, которая должна сама себя высечь. Но у нас нет выбора. Остается надеяться на лучшее.
- Но ведь пороть самого себя, любимого, никто не хочет и не будет.
- Я понимаю, что такое осознание присутствует у многих, но выбора нет. Речь идет о том, что было первое заседание правительства, и там уже чего-то отменили. Обязательное лицензирование Минимуществом оценщиков, некие локальные вещи. Но для каких-то конкретных предпринимателей нагрузка чуть-чуть снизилась. Хотя, если анализировать издержки, затраты, связанные с административной реформой, то они очень высоки. Вопрос, как соотнести издержки и результат.
- А не получится, что гора родит мышь?
- Пока рано об этом говорить. Пока все еще в процессе…
- Но, по-моему, мышиный хвостик уже виден.
- Вы понимаете, поскольку я занимаюсь этой работой, не могу я так сказать, что совсем все впустую. Но опасения определенного рода есть.
- А с Вашей точки зрения, что надо?
- Я не знаю: вроде бы все, по идее, понимают, что такие-то и такие-то функции надо упразднить. С лицензированием, например, связанные. Было, например, очень бурное заседание рабочей группы. На нем представлялись рекомендации экспертов по лицензированию (рекомендовано было порядка трети их упразднить), а прошло только у двух агентств сократить функции лицензирования. В число «неудачников» попал Госстрой. И главное – все высказываются жестко, а потом неожиданно рекомендуют сохранить. Но какой-то положительный результат, надеюсь, достигнут будет.
Беседовал Владимир Володин