Продолжая обсуждение идеи о создании государственного органа, задачей которого станет защита малого бизнеса в суде, мы решили обратиться к представителю адвокатуры. Уже было сказано, что именно адвокаты должны составить основу новой возможной структуры по защите предпринимателей. На наши вопросы ответила Мина Захаровна Прилуцкая, адвокат с сорокалетним стажем.
- Мина Захаровна, Вы ознакомились с мнениями людей открывавших эту дискуссию. Каково Ваше мнение: возможно ли создание подобной структуры?
- Я никогда не вела дел связанных с малым бизнесом, а потому выскажусь только по одной единственной теме: было сказано, что защищать предпринимателей в рамках предложенной структуры должны адвокаты.
Я считаю, что не будет никогда государство давать на это деньги. Ведь одно время была идея, чтобы был юрист при исполкоме. Вроде, как адвокатская контора при исполкомах, чтобы оказывать помощь населению, а государство платило бы зарплату. Ничего не вышло. Адвокат – это же не чиновник, не служащий. Испокон века адвокатура была общественная организация, которая ни копейки от государства не получает. Мы на полной самоокупаемости с самого начала существования коллегии адвокатов. И я не верю, что государство станет нам за эту работу платить. Государство, конечно, может подхватить эту идею: им лишь бы на халяву кто-то работал. Можно выдвинуть эту идею в послушной Государственной Думе, и они примут соответствующий закон. И опять навешают на адвокатов бесплатную работу. А за бесплатно знаете, как работают?
Так что это – самая настоящая утопия.
- Говорят, адвокаты и сейчас обязаны вести какие-то дела бесплатно? У Вас много бесплатных дел?
- Еще сколько. Я приведу только один пример. Предъявляется иск о признании брака недействительным, причем где находится ответчик или ответчица, неизвестно. По новому Гражданскому процессуальному кодексу, как и по уголовному, предусматривается, что обязательно должен быть адвокат, который выступает у мирового судьи, рассматривающего эти дела. И он представляет интересы отсутствующего неизвестного ему человека бесплатно (что взять с клиента, которого, может быть, и в живых-то нет). Кроме признания брака недействительным это может быть и признание «безвестно отсутствующим». По нашему кодексу, если в течение года нет никаких известий о человеке по месту его постоянного жительства, суд вправе признать его «безвестно отсутствующим». Для развода, для снятия с регистрации. И представлять такого ответчика, о котором неизвестно, жив ли он, посылают адвоката, который бесплатно работает. Это просто бедствие: таких дел очень много. При этом, если адвокат работает по назначению по уголовным делам, ему еще что-то платят, выделяют какой-то минимум за судебный день, а по гражданским не платят ничего. А люди у нас, увы, пропадают регулярно.
Так что, если речь зайдет о бесплатной помощи предпринимателям, для нас это просто разорение.
- А правовое образование, о чем тоже шла речь?
- То, что нужно правовое образование, то, что нужно со школьной скамьи изучать право, причем не только бизнесменам, но и всем людям, – понятно. Я не раз сталкивалась с тем, что нарушаются трудовые права людей, им нужно идти в суд, а они заявляют: это тягомотина, не пойду. И, скажем прямо, на это рассчитана вообще вся наша правовая система. Обычный человек не пойдет в суд еще и потому, что суд у нас, как теперь говорят, «Басманный».
- Но сама идея создать «нечто», чтобы на каких-то основаниях адвокаты (поскольку здесь нужны именно адвокаты: какой еще юрист этим займется)могли помочь малому бизнесу?
- На самом деле нужен юристконсульт, который представляет интересы учреждения. И в госучреждениях, и в фирмах есть юристы, которые прекрасно разбираются в хозяйственных делах. Можно найти такого юриста. Вопрос в том, как ему платить, чтобы он хорошо выполнял свою работу.
- Но малый бизнес – это люди, которые не могут себе позволить содержать не только юриста, но зачастую даже бухгалтера. Они сидят на упрощенной схеме уплаты налогов, поскольку зарплата бухгалтера для них – роскошь.
- Это понятно, но никто не хочет бесплатно работать. К тому же рядовые адвокаты сейчас люди небогатые. Например, у нас в консультации можно по пальцам пересчитать тех, кто обслуживает фирмы. Я, кандидат наук, 41 год в коллегии адвокатов, получаю в среднем на руки 4 с половиной – 5 тысяч рублей в месяц. Это просто позор. И при этом меня гоняют к черту на рога, даже не в нашем районе, к мировому судье бесплатно представлять интересы отсутствующего ответчика.
- Вы считаете, что адвокаты сейчас живут не слишком богато.
- Есть, конечно, сейчас адвокатские конторы, которые работают за доллары. Есть известные частные адвокаты, обслуживающие фирмы. Эти люди получают хорошие деньги. Но они тем более не будут работать бесплатно.
А фирм на всех не хватает. Остальные ходят на дежурство. И мы должны вносить в консультацию по 2750 рублей в месяц (нужно ведь оплачивать аренду помещения, телефон, коммунальные услуги, приобретать канцтовары). А гонорары идут 9 тысяч в месяц, 7 тысяч. В основном адвокаты сейчас в жутком положении. Об этом говорил, например, Генри Резник. Люди, ведущие уголовные дела, дела в арбитраже, те еще как-то живут. А те, кто не ведет хозяйственных дел, влачит жалкое существование. Так что я не думаю, что Палата адвокатская согласится, чтобы выделить на бесплатные дела. У нас достаточно бесплатной работы.
И потом - к нам приходит пенсионерка и платит 300 рублей за совет. Исковое заявление стоит 500 – 600 рублей. Да, сегодня к адвокатам стараются обращаться не часто. Но разве малый предприниматель не может прийти в консультацию и заплатить за исковое заявление? Им нечего прибедняться. Мы в основной своей массе в гораздо худшем положении, чем они.
Беседовал Владимир Володин