В начале октября правительство одобрило идею Минфина и МНС заставить с 1 июля 2004 г. все предприятия (включая индивидуальных предпринимателей и те фирмы, которые вообще не платят НДС) открыть в дополнение к расчетному еще и специальный счет для уплаты НДС.
Минфин рассчитывает таким образом собрать в бюджет 2004 года дополнительно до 30 миллиардов рублей налога, который сейчас минует казну.
Окончательное решение по введению спецсчетов кабинет рассчитывал принять 1 декабря. Но рабочая группа при Минэкономразвития, куда вошли и представители бизнеса, подсчитала, что введение спецсчетов может привести к резкому удорожанию банковских кредитов, разогнать инфляцию до 20% в год, а эффективную ставку НДС для предприятий увеличить с 18% до 22 - 27%.
Свои соображения предприниматели изложили главе правительства Михаилу Касьянову в начале декабря на Совете по предпринимательству при правительстве, и тот отложил решение вопроса на конец февраля.
В некоторых изданиях уже появились ответы МНС на обращение предпринимателей к премьеру. Сляпанные по принципу «а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо», они, по мнению независимых экспертов, не выдерживают никакой критики. Так, например, МНС заявляет, что «выводы участников заседания не подтверждаются соответствующими расчетами», но никаких расчетов не приводит.
Мы обратились к бухгалтеру самого обычного малого предприятия с просьбой рассказать, как он видит проблему НДС-счетов. Беседа состоялась на условиях анонимности (тоже показатель отношения власти и общества).
- Уважаемый бухгалтер, как вы смотрите на перспективу введения НДС-счетов?
- Пока нет четких официальных разъяснений того, как это должно работать, я никаких выводов делать не могу. У меня есть только предположения, как это может работать, но все они приводят к тупиковой ситуации для всех участников этой схемы.
- Извините, но Вы не одиноки. Какие комментарии ни читаешь в нашей прессе, все пишут одно и тоже: это – бредовая затея, которая непонятно кому нужна. Она не нужна не только бизнесу, но даже налоговым органам. Просто кто-то ее внес и не хочет отказаться, чтобы не расписаться в собственной некомпетентности.
- Если речь идет о том, что организация заводит два счета, и на один счет поступают обычные деньги, а на другой – НДС, и НДС будет списываться в том же порядке, в каком это было раньше, - либо поставщику услуг, либо в налоги, то это абсолютно бессмысленная вещь. Это будет аналогично семи платежкам по фонду заработной платы, и налогу на фонд зарплаты, когда это можно было бы оплачивать одной суммой. И здесь тоже будет усложнена выверка расчетов.
Насколько я слышала, эту версию предложила Счетная палата, якобы аргументирующая это низкой квалификацией своих собственных сотрудников. Те, мол, не могут разобраться в хитросплетениях бухучета на каждом конкретном предприятии и считают, что, если они это будут видеть по выписке банка, то им легче будет выделить НДС из общей суммы. Собственно, вот и весь смысл этой процедуры.
Для государства это могло бы иметь интерес, если одновременно будут введены какие-то ограничения средств с этого НДС-счета. Например, сумма НДС поставщику не будет ему перечисляться, а будет удерживаться в какой-то агентской форме. Но все мои расчеты такой цепочки говорят о том, что это все пройдет один раз: все друг у друга что-то заказывают, и если никто никому не заплатит НДС, то один раз эта агентская сумма попадет в бюджет государства, там останется, и все.
- Это опять переход на черный нал.
- Да, в принципе именно так – переход на черный нал.
- Вообще, трудно понять логику НДС-счетов: бухгалтер в любом счете выделяет: в том числе НДС столько-то.
- Просто при проверке сейчас надо поднять все документы: платежку, счет-фактуру, договор, акт. И во всех этих четырех бумажках сверить, все ли совпадает, все ли одинаково. А тогда будут сверять только те суммы, которые попали на НДС-счет. Но кто мешает сейчас это выверять точно также только по платежным поручениям? Причем бухгалтера скажут большое спасибо за отмену счета-фактуры и всего прочего.
- Вообще, я помню, как вводили эти счета-фактуры. Я как раз работал торговой в фирме. Это было ужасно. Вдруг: раз-два-три, счет-фактуру вводи.
- Ну, во-первых, сначала ввели, теперь она уже без печати. То есть сейчас по новому налоговому кодексу она носит уже обязательный характер для зачета НДС. Если у вас нет счета-фактуры, налоговый орган вам НДС не зачтет. И при этом введены какие-то ограничения по тому, как счет-фактура должен быть оформлен: если хоть какая-то скобочка не так, тут же зачета НДС нет. То есть, введены искусственные формализованные признаки, которые никоим образом по смыслу не относятся к добавленной стоимости, но которые позволяют снимать в виде штрафов какие-то суммы, как только бухгалтер ошибся.
До сих пор у нас систему налогообложение стараются развивать не за счет налогов, а за счет штрафов и всяких ловушек, расставленных в этой сфере.
- Правильно, такая хорошая феодальная система: что с телеги упало, то мое.
- Если перейти одновременно с НДС-счетами на систему, при которой НДС будет удерживаться агентом, то есть не получателем НДС, а плательщиком, то тогда будет дисквалифицировано само понятие зачета НДС. Это практически приведет к увеличению налога до 20%. Если налог с продаж 5% был, то этот налог будет 20%.
-А сейчас он, по-моему, 16,8%?
- Где-то 17%.
- Фактически это – опять ловушка для предпринимателей. Увеличение работы бухгалтеров...
- Ну, бухгалтера у нас к этому привыкли. Рузвельт, когда обеспечивал занятость своему народу во время Великой депрессии, предпочитал строить дороги, занимать народ на каких-то полезных работах.
-А у нас предпочитают писать бесполезные бумаги.
- Но занятость какой-то категории работников это обеспечивает, занятость низкооплачиваемую и малоквалифицированную.
- Тогда такой вопрос: у нас есть много всяких организаций, сидящих на упрощенной системе учета. Им как быть? Или их это не коснется?
- Их это не касается. Они работают без НДС. Почему очень многие фирмы отказываются от упрощенки: такие фирмы не дают зачета НДС для более крупных партнеров, которым поставляют свою продукцию. И на этом основании покупатели из-за отсутствия зачета НДС отказываются с ними работать, ищут других поставщиков. Иногда ими могут стать те же посредники, которые становятся неким буфером или ширмой, скорее всего недобросовестного характера.
- Мы делаем все, чтобы не переводились ширмы и буферы недобросовестного характера.
- Да.
- Замечательно!
- То есть пока я не вижу, как от этого уйти. Способ только один: сделать так, чтобы размеры налогов стали сопоставимы с теми суммами гонорара, который берут буферные компании.
В предложениях Счетной палаты не только идея создания НДС-счетов, а вообще разбиения расчетного счета на подсчета: для выплаты зарплаты, для расчетов с поставщиками, для уплаты налога на прибыль, отдельно для уплаты НДС и еще какие-то прочие виды.
Эта система очень напоминает ту систему, которая была в советское время. Одновременно планируется ввести ряд законов, ограничивающих наличное обращение, то есть снятия денег для расчетов между юридическими лицами наличными деньгами. К сожалению, это никоим образом не связано с теми буферными фирмами, через которые это проходит, и где эти ограничения обходятся. Это все лежит в несколько иной сфере.
- То есть легче загнать всех в теневой сектор экономики, чем выгнать из Счетной палаты неквалифицированных работников.
- Можно и так сказать.
По расчетам гендиректора «Объединенных машиностроительных заводов» Кахи Бендукидзе, суммарные издержки бизнеса при введении спецсчетов возрастут на 150 - 200 миллиардов рублей. Покажите мне предпринимателя, который безропотно согласится нести большие издержки, неизвестно из-за чего.
Когда-то один знакомый бизнесмен говорил автору этих строк: «Ну, сколько их там, в правительстве, человек, придумывающих идиотские законы? Сто, двести, триста? А нас десятки миллионов, мы на любой дурацкий закон найдем достойный ответ, и всегда победим». Состязание, видимо, продолжается.
Беседовал Владимир Володин