Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Николай Смирнов, эксперт НИСИПП: "Налог - дело тонкое..."

НИСИПП проводит самые различные исследования развития в области малого и среднего бизнеса в разных регионах России. Об одном из таких исследований мы попросили рассказать Николая Смирнова.


- Вы занимаетесь исследовательскими работами в сфере налогообложения малого бизнеса?

- В данный момент мы работаем с политикой регионов в установлении налога на вмененный доход. В августе 2003 года произошли изменения – поменялся закон. Раньше был закон для определенных видов деятельности, затем он стал законом для отдельных видов деятельности.

- Какая разница, для «определенных» или для «отдельных» видов? В связи с изменением одного слова на другое тут же меняется закон?

- Да. Причем кардинально. Раньше на откуп регионам отдавали довольно широкий спектр инструментов в области установления вмененного дохода.

- А сейчас?

- Видите ли, здесь речь идет не просто об изменении названия: закон был переписан в пользу федерального центра.

- То есть, по сути, центр отобрал у регионов ряд налоговых прав?

- Почти все. Регионам оставлены только две функции: установление коэффициента К-2, связанного с местной спецификой (коэффициент К-2 как бы учитывает специфику ведения деятельности в регионе) и установления сфер предпринимательской деятельности внутри региона, по которым устанавливается этот коэффициент.

- И как они этим пользуются?

- Совершенно по-разному. Надо сразу отметить, что по выбору вида деятельности у региональных властей немного возможностей (тут фактически одна возможность и есть: либо вводить по этому виду деятельности единый налог, либо нет). А вот в области установления коэффициента К-2 осталась очень большая сфера полномочий, поскольку в этом коэффициенте они пытаются учитывать те самые различные факторы, которые у них были отобраны в связи с изменением закона. Они делают. Например, такие вещи: коэффициент К-2 разбивается на несколько других коэффициентов, каждый из которых учитывает факторы, которые по новому закону учитывать не вправе. Это факторы, которые должны вменяться с федерального уровня. Регионалы же пытаются подменить собой федеральный уровень, поскольку это дает им лишний доход.

Кроме того, они так составляют тексты региональных законов, что в них могут разобраться только работники налоговых органов.

- А какое они имеют на это право? Закон-то, по идее, федеральный.

- Федеральный закон существует и водит в действие соответствующую статью Налогового кодекса РФ, но кроме него существуют региональные законы, и в каждом региональном законе должны учитываться два фактора: выбор вида деятельности и коэффициент К-2.

- Тогда у меня сразу вопрос: что значит законодательное определение выбора вида деятельности региональными чиновниками?

- Регионы в своем законе определяют перечень видов деятельности, по которым вводится единый налог на вмененный доход. Виды деятельности берутся из того перечня, который указан в федеральном законе (и, соответственно, в Налоговом кодексе РФ).

- А что это вообще за система?

- Федеральным законом установлен перечень видов деятельности (в него входит шесть видов), из которых региональные власти и выбирают те, для которых будет введен налог на вмененный доход.

- А так может быть: по одним видам деятельности налог вводится, по другим – нет?

- Это целиком зависит от региональной специфики.

- Что значит специфика? Например, этот предприниматель торгует железом, а специфика в том, что он племянник губернатора? И тогда он получает право на более простую налоговую схему. А если торгует молоком и ничей не сват, не брат – плати по-другому?

- Во-первых, налог вводится на сферы деятельности, указанные в региональном законе, который устанавливает также коэффициент К-2. Во-вторых, поскольку все делают чиновники, с их стороны, разумеется, можно в этом вопросе ждать различных сюрпризов.

- Извините, но в нормальной стране такого быть не может и не должно.

- Идеология закона такова, что единый налог заменяет определенные муниципальные, региональные и даже федеральные налоги, поэтому, в частности рационально вводить его на региональном уровне.

- Но почему он так странно вводится?

- Я могу только повторить, что такова идеология федерального закона. Все-таки речь идет о региональных и муниципальных налогах. К тому же мелкие предприниматели имеют дело, как правило, с местными и региональными, а не с федеральными властями.

- И во что это выливается на местах?

- На местах в отношении данной налоговой политики наблюдается дифференциация.

- По каким параметрам?

- По всевозможным. Например, по делимости коэффициента К-2 на несколько составляющих, по учету территориальных особенностей. Какие-то регионы учитывают ассортимент товаров, какие-то нет, хотя в законе это предполагается.

- То есть фактически малый бизнес, к которому это более всего относится: не олигархами же они руководят – оказывается просто отдан на откуп региональным чиновникам.

- Фактически да. Именно поэтому в 2003 году у региональных властей постарались забрать большинство полномочий.

- Но полномочия отняли, а кормиться, по-моему, вполне и вполне можно.

- Естественно, хотя сейчас возможности сократились. Но пока еще практика применения нового закона не сложилась, нужно наблюдать, проводить исследования и делать выводы. Сейчас мы начали заниматься именно этой работой.

И уже ясно, что региональные законы далеки от совершенства: когда они готовились, в них региональными администрациями вводились по три-четыре поправок еще до вступления закона в силу.

Сейчас мы занимаемся практикой поведения региональных властей, их политикой в отношении налогообложения бизнеса, использованием прав в налоговой области.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости