НИСИПП проводит самые различные исследования развития в области малого и среднего бизнеса в разных регионах России. Об одном из таких исследований мы попросили рассказать Николая Смирнова.
- Вы занимаетесь исследовательскими работами в сфере налогообложения малого бизнеса?
- В данный момент мы работаем с политикой регионов в установлении налога на вмененный доход. В августе 2003 года произошли изменения – поменялся закон. Раньше был закон для определенных видов деятельности, затем он стал законом для отдельных видов деятельности.
- Какая разница, для «определенных» или для «отдельных» видов? В связи с изменением одного слова на другое тут же меняется закон?
- Да. Причем кардинально. Раньше на откуп регионам отдавали довольно широкий спектр инструментов в области установления вмененного дохода.
- А сейчас?
- Видите ли, здесь речь идет не просто об изменении названия: закон был переписан в пользу федерального центра.
- То есть, по сути, центр отобрал у регионов ряд налоговых прав?
- Почти все. Регионам оставлены только две функции: установление коэффициента К-2, связанного с местной спецификой (коэффициент К-2 как бы учитывает специфику ведения деятельности в регионе) и установления сфер предпринимательской деятельности внутри региона, по которым устанавливается этот коэффициент.
- И как они этим пользуются?
- Совершенно по-разному. Надо сразу отметить, что по выбору вида деятельности у региональных властей немного возможностей (тут фактически одна возможность и есть: либо вводить по этому виду деятельности единый налог, либо нет). А вот в области установления коэффициента К-2 осталась очень большая сфера полномочий, поскольку в этом коэффициенте они пытаются учитывать те самые различные факторы, которые у них были отобраны в связи с изменением закона. Они делают. Например, такие вещи: коэффициент К-2 разбивается на несколько других коэффициентов, каждый из которых учитывает факторы, которые по новому закону учитывать не вправе. Это факторы, которые должны вменяться с федерального уровня. Регионалы же пытаются подменить собой федеральный уровень, поскольку это дает им лишний доход.
Кроме того, они так составляют тексты региональных законов, что в них могут разобраться только работники налоговых органов.
- А какое они имеют на это право? Закон-то, по идее, федеральный.
- Федеральный закон существует и водит в действие соответствующую статью Налогового кодекса РФ, но кроме него существуют региональные законы, и в каждом региональном законе должны учитываться два фактора: выбор вида деятельности и коэффициент К-2.
- Тогда у меня сразу вопрос: что значит законодательное определение выбора вида деятельности региональными чиновниками?
- Регионы в своем законе определяют перечень видов деятельности, по которым вводится единый налог на вмененный доход. Виды деятельности берутся из того перечня, который указан в федеральном законе (и, соответственно, в Налоговом кодексе РФ).
- А что это вообще за система?
- Федеральным законом установлен перечень видов деятельности (в него входит шесть видов), из которых региональные власти и выбирают те, для которых будет введен налог на вмененный доход.
- А так может быть: по одним видам деятельности налог вводится, по другим – нет?
- Это целиком зависит от региональной специфики.
- Что значит специфика? Например, этот предприниматель торгует железом, а специфика в том, что он племянник губернатора? И тогда он получает право на более простую налоговую схему. А если торгует молоком и ничей не сват, не брат – плати по-другому?
- Во-первых, налог вводится на сферы деятельности, указанные в региональном законе, который устанавливает также коэффициент К-2. Во-вторых, поскольку все делают чиновники, с их стороны, разумеется, можно в этом вопросе ждать различных сюрпризов.
- Извините, но в нормальной стране такого быть не может и не должно.
- Идеология закона такова, что единый налог заменяет определенные муниципальные, региональные и даже федеральные налоги, поэтому, в частности рационально вводить его на региональном уровне.
- Но почему он так странно вводится?
- Я могу только повторить, что такова идеология федерального закона. Все-таки речь идет о региональных и муниципальных налогах. К тому же мелкие предприниматели имеют дело, как правило, с местными и региональными, а не с федеральными властями.
- И во что это выливается на местах?
- На местах в отношении данной налоговой политики наблюдается дифференциация.
- По каким параметрам?
- По всевозможным. Например, по делимости коэффициента К-2 на несколько составляющих, по учету территориальных особенностей. Какие-то регионы учитывают ассортимент товаров, какие-то нет, хотя в законе это предполагается.
- То есть фактически малый бизнес, к которому это более всего относится: не олигархами же они руководят – оказывается просто отдан на откуп региональным чиновникам.
- Фактически да. Именно поэтому в 2003 году у региональных властей постарались забрать большинство полномочий.
- Но полномочия отняли, а кормиться, по-моему, вполне и вполне можно.
- Естественно, хотя сейчас возможности сократились. Но пока еще практика применения нового закона не сложилась, нужно наблюдать, проводить исследования и делать выводы. Сейчас мы начали заниматься именно этой работой.
И уже ясно, что региональные законы далеки от совершенства: когда они готовились, в них региональными администрациями вводились по три-четыре поправок еще до вступления закона в силу.
Сейчас мы занимаемся практикой поведения региональных властей, их политикой в отношении налогообложения бизнеса, использованием прав в налоговой области.
Беседовал Владимир Володин