В пятницу 23 апреля сайт «Газета. Ru» поместил статью под заголовком «Минфин задумал убийство малого бизнеса». В ней говорилось о заявлении заместителя министра финансов Сергея Шаталова. Автор налоговой реформы Сергей Шаталов заявил, что Минфин в мае подготовит предложения о восстановлении ЕСН для предприятий малого бизнеса, использующих упрощенную систему налогообложения. По его словам, это делается для того, чтобы снизить возможности для оптимизации налогов крупным бизнесом, в частности, путем дробления компании.
Здесь же приводились мнения экспертов, утверждавших, что предложение Шаталова подрывает саму систему упрощенного налогообложения, что это означает убийство малого бизнеса. Глава Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин уверен даже, что Шаталов не понимает бизнеса и его мотиваций.
Замминистра отчасти подтвердил мнение господина Томчина, выразив уверенность, что проблем вообще не будет, поскольку существует еще единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который, по его мнению, не вызывает особых нареканий у бизнесменов.
Тут же один из членов думского комитета по бюджету признался «Газете. Ru», что некоторые инициативы Минфина он с трудом воспринимает всерьез.
В понедельник к обсуждению темы подключилась газета «Время Новостей»: «На фоне широко разрекламированного снижения единого социального налога для вывода зарплат из тени правительство намерено увеличить налоги на малый бизнес. На тот самый бизнес, в котором занята треть всех работающих в стране, который способен создать миллионы рабочих мест и реально помочь государству в борьбе с бедностью», - считает автор статьи «Игра по-мелкому», опубликованной в этом издании. А привлеченный газетой в качестве эксперта президент Ассоциации малого бизнеса «ОПОРа России» Сергей Борисов вообще заявил: «Намерение ввести ЕСН для малого бизнеса -- это очередная провокация Минфина. Если каждый год менять правила игры, то мы никогда в нашей стране не увидим развитого малого бизнеса. Эффектом от такого шага наверняка станет уход малого предпринимательства в тень, где оно по большей части и пребывало до введения упрощенной системы налогообложения и отмены соцналога. Только с отменой ЕСН в 2002 году малые предприятия начали дышать полной грудью и «обелять» зарплаты. Если правительство не будет спешить с этим шагом, через несколько лет оно увидит огромный позитивный эффект для всей экономики от развития малого бизнеса. Но в погоне за какими-то крупными налоговыми уклонистами, которые якобы дробят свои предприятия на множество мелких, правительство готово рискнуть всем малым бизнесом в стране».
С просьбой дать свои комментарии относительно этой ситуации мы обратились к вице-президенту Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимиру Буеву.
- Владимир Викторович, высказывание заместителя министра финансов вызвало достаточно резкую реакцию. Действительно ли введение ЕСН для представителей малого бизнеса, пользующихся упрощенной схемой уплаты налогов, грозит столь серьезными последствиями, как утверждают эксперты? И причем здесь налог на вмененный доход, о котором также упомянул господин Шаталов?
- Насколько я понял, речь идет о введении ЕСН не для той группы предпринимателей, которая платит налог на вмененный доход, а для тех, кто использует упрощенную систему налогообложения.
В принципе практика подобного рода у нас в стране уже была. Тогда предприятия, использующие спецрежим (я сейчас не говорю, в разделе какого налога, такая практика была), сверх единого налога должны были уплачивать еще ЕСН. Тогда это было сделано по ошибке, по недосмотру, но, тем не менее, это было. И, более того, это пришлось отменять задним числом. То, о чем я рассказываю, произошло всего лишь полтора – два года назад. Абсолютно ясно, что такая практика себя не оправдала.
Теперь о другом: в последнее время, когда были введены в действие уточненные варианты упрощенного и вмененного налога, налоговые поступления от предприятий, работающих по упрощенной схеме, стали расти (в 2003 г. по сравнению с 2002 г. они увеличились в 2 раза в реальном выражении). Аргументация Минфина понятна: предприятия начали дробиться, переходить на эту систему уплаты налогов, поскольку им это выгодно. Минфин считает, что из-за этого идет снижение налоговых поступлений от основной деятельности крупных предприятий.
Я не знаю, каков масштаб этого «дробления», действительно ли это массово это явление: специальных исследований на эту тему никто не проводил. Понятно, что часть крупных предприятий эту схему стала использовать. Но, с моей точки зрения, прежде всего, можно говорить о том, что малый бизнес, перейдя на «упрощенку», почувствовал себя легче, и часть его стала переходить в легальную сферу. Стали возникать новые бизнесы. Статистика показывает, что официально зарегистрированных малых предприятий за последнее время стало больше. Более того, значительная часть вновь возникшего бизнеса перешла именно на упрощенную систему. Это весомый аргумент в пользу «упрощенки», но я не знаю, обращает на него внимание Минфин или нет.
Еще один сюжет: сколько мы говорим о том, чтобы перенести центр тяжести по сбору налогов на так называемую природную ренту (через повышение налога на добычу полезных ископаемых или повышение таможенных сборов). Ведь в силу реально сложившейся экономической ситуации (у нас экономика основана на использовании природных ресурсов), мы делаем ставку на доходы, которые бюджет получает отсюда. Так зачем же теперь увеличивать налоговое бремя еще и на малый бизнес?
- Насколько я понял, господин Шаталов предлагает всему малому бизнесу перейти на вмененный налог.
- Насколько я понимаю, Минфин сейчас фактически предлагает: для малых предприятий есть «вмененка», оставим ее, а с упрощенной системой будем делать все, что хотим, в смысле дополнительного налогового бремени. В частности, введем для фирм, работающих по этой схеме, ЕСН в полном объеме.
Но надо иметь в виду, что не все малые предприятия могут перейти на «вмененку». Туда попадают только те предприятия, виды деятельности которых зафиксирована в соответствующем законе – там, где, как считается, высока доля наличных расчетов и где государство все равно не может доходы проконтролировать и, соответственно, налоги собрать. А в законе дан четко ограниченный перечень видов деятельности, которые подпадают под его действие. Те, кто занимаются другой деятельностью, ни на какую «вмененку» перейти не смогут.
И, наконец, последнее. Я всегда считал, что для малых, отчасти для средних предприятий, должна быть своя система налогообложения. Что поделать, если у нас в России складывается так, что в рамках общей системы «равноправное» налогообложение практически невозможно. Получается: для крупных компаний система, может быть, нормальна, а малому бизнесу нужно нечто иное. А ведь именно малый бизнес и создает конкурентную среду экономики. Поэтому для малых и, возможно, для средних предприятий должна быть реализована система «конкуренции налоговых систем»: общеустановленная, «упрощенка», «вмененка» - пусть выбирают. Тем самым система налогообложения тоже доказывает свою результативность, жизнеспособность.
Кроме того, чем больше нового малого бизнеса выходит на рынок, тем сильнее конкурентная среда. И если у нас складывается ситуация, при которой в рамках общей налоговой системы малому бизнесу невозможно обеспечить хорошие условия работы, то для этого и нужна конкуренция налоговых систем.
Если даже предприятия дробятся и переходят на упрощенную систему, если новые предприятия стремятся к ней, значит здесь им хорошо, значит эта система более конкурентоспособна. Если же мы введем ЕСН, то ничего не получим. Мы просто опять всех загоним в тень и ничего больше.
- То есть решение, о котором говорит представитель Минфина, ошибочно?
- Я считаю, что это ошибочное решение. Но оно ведь пока не принято. Можно лишь надеяться, что эта идея будет реализована так же, как была реализована идея НДС-счетов. То есть не будет реализована.
Беседовал Владимир Володин