Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» начал работу в новом проекте, связанном с проблемами предпринимательства в России. О том, что это за проект, мы попросили рассказать Алексея Шеховцова.
- Как я понимаю, «Бизнес-Тезаурус» является соисполнителем проекта.
- Участником консорциума.
- Что же это за консорциум и что за проект?
- Это проект, который осуществляется на деньги Европейской Комиссии, то есть финансируется на средства ЕС. В тендере на исполнение этого проекта принимал участие ряд консорциумов, возглавляемых европейскими компаниями. В итоге победителем тендера стал консорциум, возглавляемый британской компанией «IМС-consulting», в котором участвуют греческая компания, бельгийская компания и как российский партнер проекта – «Бизнес-Тезаурус».
Такой состав участников – принятая практика, поскольку один из основных компонентов подобных проектов, финансируемых за счет средств Еврокомиссии, связан с консультационной помощью со стороны европейских компаний и европейских экспертов. Соответственно, данный проект предполагает и организацию тренингов, и учебные поездки в Европу, консультации европейских экспертов здесь, внедрение прогрессивных методик стран ЕС. Так что очень важная часть работы будет осуществляться тремя западными компаниями, представляющими ЕС.
- А какова в этом проекте роль «Бизнес-Тезауруса»?
- Как я уже сказал, проект очень крупный. В его рамках предполагается реализовать шесть основных задач, которые, в свою очередь, делятся на тринадцать компонентов. И помимо обзора опыта ЕС есть задачи, связанные с проведением исследований непосредственно в России и подготовкой рекомендаций, учитывающих российскую специфику, российское законодательство, российские реалии.
Эта работа делается непосредственно для федеральных органов исполнительной власти. В первую очередь – для Министерства экономического развития и торговли и для других министерств, работающих в области регулирования предпринимательской деятельности и проведения политики дерегулирования и снятия административных барьеров.
Если конкретно, то из задач, которые должны быть решены в рамках этого проекта, «Бизнес-тезаурус» будет, во-первых, проводить широкомасштабные региональные исследования. Для этого проекта четыре региона выбраны: Калининградская область, Санкт-Петербург, Новгородская область и Свердловская область. Почему именно эти регионы? Они выбраны потому, что здесь уже проводились аналогичные или схожие проекты в области изучения административных барьеров, региональной, муниципальной и федеральной политики с преломлением на регионы, В частности, это проекты FIAS – консультационной комиссии по иностранным инвестициям Мирового банка.
Это были схожие исследования, связанные с измерением уровня административных барьеров и выработки рекомендаций в области экономической политики.
- И сейчас можно посмотреть динамику.
- Да, чтобы была отправная точка для сравнения, и были выбраны эти четыре региона.
Кроме того, крупные исследования, состоящие из двух стадий, будут проводиться на федеральном уровне. В Москве исследование будет связано с анализом мер федеральной политики в области дерегулирования и снижения административных барьеров на федеральном уровне. Кроме того будут вырабатываться рекомендации как по усовершенствованию мер данной политики на федеральном уровне, так и по внедрению основных наиболее прогрессивных шагов на региональном уровне. Это – две серии работ, сочетающие и кабинетные исследования, и широкомасштабные опросы, в первую очередь, представителей федеральных органов исполнительной власти. И, разумеется, прежде всего, речь пойдет о структурах, уполномоченных в области проведения политики регулирования предпринимательской деятельности и совершенствования мер государственного регулирования предпринимательства.
Кроме этого эксперты «Бизнес-тезауруса» будут принимать активное участие и в реализации других задач проекта, связанных с созданием системы оценки рисков, активным внедрением рыночных механизмов в сферу государственного регулирования предпринимательства. Речь идет о замещении излишнего государственного регулирования в ряде сфер рыночными механизмами. В качестве примера можно привести законодательное предложение в области замены части лицензирования видов деятельности страхованием профессиональной ответственности.
Наши эксперты и здесь тоже будут проводить обширную работу по различным направлениям. И, безусловно, любая консультационная помощь европейских экспертов не может не базироваться на знании российской действительности и на адаптации механизмов, принятых в странах Европы, к существующим российским реалиям. И здесь, безусловно, наши эксперты должны оказать очень важное содействие представителям европейских фирм.
- Как я понимаю, в отличие от многих других исследований, проводившихся «Бизнес-тезаурусом», результаты этого не рассчитаны на рядовых бизнесменов.
- Мы выполняем самые различные работы. Результаты части из них оформляются как брошюры в помощь предпринимателям. Но значительная часть – это предоставление законодательных предложений для федеральных и региональных органов исполнительной власти. Эти предложения используются правительством.
В проекте, о котором мы говорим, есть разработки и для представителей российского бизнеса, но больше – рекомендаций для органов власти самого разного уровня. При этом для нас очень важно распространение результатов. Мы будем издавать и распространять брошюры, диски. Специально будет организован сайт www.deregulation.ru, на котором будут публиковаться результаты исследований. При этом наши материалы мы будем распространять их как в бизнес-сообществе, так и в экспертном сообществе, среди экспертов, занимающихся поддержкой бизнеса в России. И, конечно, в органах власти.
Беседовал Владимир Володин