Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Михаил Вирин. Что нужно бизнесу. Часть первая

- Михаил Михайлович, как, по-Вашему, возможна сегодня реальная поддержка государством малого бизнеса?


- Вообще-то господдержке малого бизнеса, по-моему, уже десять лет.


-Да.


-В Москве, например, эта деятельность совершенно забюрократизировалась: был создан специальный департамент, расплодилось огромное количество чиновников и в городе, и в округах. Была пара попыток создать и бизнес-инкубаторы, но все, как мне кажется, носило и носит формальный характер: чиновникам нужно отчитаться за потраченные миллионы.
Выясняется, например, что реальной помощи, реальных льгот для малого бизнеса на сегодняшний день нет вообще. Простой пример – берется малый предприниматель, считающийся малым даже по московским законам, арендовать небольшой, до 100 метров, участок земли для строительства небольшого павильона, для торговли или оказания каких-то услуг. Реально те требования, которые город ему выставляет, одинаковы и для Газпрома, и для ПБОЮЛа Сидорова. Никаких преимуществ. Настолько вся суть постановлений, которые (по заглавию) дают эти льготы, выхолощена.
Когда доходит дело до практики, никаких льгот нет. Ни взять в аренду помещение, ни арендовать под строительство маленький участок – все это невозможно. Все по полному кругу. Столько ни декларируются льготы для малого бизнеса, но никакого реального льготного режима, на самом деле, нет.
Я считаю, нужно говорить именно об установлении льготного режима для малых предприятий, а не о какой-то поддержке. Это совершенно другой подход.


- Я недавно разговаривал с Борисом Кагарлицким, директором Института проблем глобализации. Он утверждает, что господдержку необходимо оказывать только бизнесу, работающему в наиболее приоритетных для экономики областях, например, инновационной области. Что касается остальных, то речь, по его мнению, должна идти о повышении покупательной способности населения, особенно ее нижних слоев, которые все равно не смогут перейти на импортные товары и услуги.


- Я бы в данном случае сказал: есть ряд направлений, где просто необходима законодательная поддержка малого бизнеса.
Например, любому малому предприятию очень неудобно и тяжело содержать бухгалтера. Реальная помощь государства должна позволить директору малого предприятия упрощенно отчитываться о финансово-хозяйственной деятельности – в таком объеме, чтобы не держать бухгалтера.
Ставка бухгалтера – довольно тяжелое бремя для малого предприятия, состоящего из нескольких человек.
А что для этого нужно? Нужно, чтобы налоговое законодательство совершенствовалось. Чтобы были доступные формы, Чтобы налоговые органы не плодили год от года новые формы отчетности. Их даже пустые замучаешься заполнять.


- Да что там заполнять – подписывать эту кипу бумаг замучаешься!


- В том-то и дело. Все это надо убрать, упростить. Чтобы малому предприятию не надо было содержать бухгалтера, чтобы директор мог сам все написать, заплатить и горя не знать.
С другой стороны, должна быть разница между обращением к исполнительной власти от «Газпрома» и от малого предприятия.


- У нас она есть: как «Газпром» обратится, так все сделают.


- Да. Но ведь малый предприниматель не может ходить по чиновникам, платить взятки и так далее. У него должен быть льготный режим доступа и к аренде недвижимости и земли, и всего прочего.
Но чиновники не хотят делиться. Они теперь взяли верх окончательно. Не сравнить ситуацию с ними сейчас и десять лет назад. Тогда они были в растерянности, получали гроши, им никто ничего не нес. И вопросы решались как-то без них. Сейчас – другое дело. И, скорее всего, обещанные Шароновым деньги будут потрачены на некие формальные структурные преобразования в той же чиновничьей среде. Будут образованы какие-то агентства, ассоциации, а реальной помощи не будет. Я тоже очень слабо верю, потому что Москва, конечно, декларирует, что у нас очень много работы в сфере малого бизнеса, но реальных преимуществ, реальных льгот нет.


-У нас зато налоговики хотят ввести новые формы работы. Налоговые инспектора будут теперь ходить в ЗАГСы, в банки, выясняя всю подноготную компаний. Будут приходить к партнерам проверяемого, проверять их связи. Наконец, выдвинута идея о том, что надо посадить налоговых чиновников непосредственно в фирмы (чтобы сами фирмы за них платили). И эти чиновники будут постоянно и подробно фирмы, на шее которых усядутся, отслеживать.


- Это у нас уже, по-моему, было в алкогольной промышленности. Там собирались посадить сотрудников налоговой службы на линии по розливу.


- Там, по-моему, они собирались не людей посадить, а свои счетчики поставить. Они ведь боролись с «левой» продукцией.


- Да, они хотели бороться и с «левой», и с фальсифицированной продукцией. Но это опять – желание переложить свои проблемы на плечи предпринимателей.


- То есть все это совершенно бессмысленно?


- Я думаю, да.
Вот прочитал я интервью с Виктором Ющенко, где он говорит, что 50% украинской экономики находится «в тени». И он обещал, что, если станет президентом, сразу начнет борьбу с теневой экономикой.
А мне кажется, что у нас в России не то, что 50, а верных 60...


- А то и 70%...


- Да, реально там может оказаться и 70%. И все это – «в тени».
Нужна система мер по выводу экономики из «тени». Большая программа, причем, с одной стороны, антикоррупционная. Ведь почему цветет коррупция? Она и цветет на ниве «теневой» экономики. Они друг без друга существовать не могут.


- Конечно. И бизнесмены довольно часто говорят, что чиновники не дают им выходить из «тени». Чиновники заинтересованы, чтобы предприниматели были в «тени» - если они в «тени», они платят конкретным людям, чтобы те их не разоблачали.


- Абсолютно верно. Давайте посмотрим на обладание значительной собственностью: дорогими квартирами, дорогими автомобилями, коттеджами. У кого они? Ведь ни сегодня, ни в ближайшем будущем не будет принят закон о справедливом налогообложении. Таком, как принято в цивилизованном мире. Справедливом налогообложении на эту собственность. Почему? Да потому, что сразу выяснится: чиновнику не хватит официальной зарплаты только на выплату такого налога. Только налог на то, чем он сегодня обладает. Я имею в виду реальный налог – не десятки рублей, а тысячи долларов в год.
Например, в Италии налог на недвижимость рассчитывается по количеству туалетов. Если их два – одна шкала, а если четыре – то другая. И когда туалетов пять или семь, налог возрастает в разы.


- Ну, мы не итальянцы, у нас может быть один туалет.


- Да, но у нас могут быть другие критерии: один дом – одна ставка, а два и три – ты платишь по четверной ставке за все. Ведь это, на самом деле, - налог на богатых.
И моментально выяснится, что чиновник не может платить налог: ему сразу можно задать вопрос, откуда у вас такие доходы. Это видно: вот справка о зарплате, вот уплаченные налоги. Сразу все ясно и понятно.
Поэтому наши попытки бороться с теневой экономикой выглядят несерьезно. Тем более, что при этом страдают те же предприниматели. И они будут еще больше уходить в тень. Почему вообще предприниматели уходят в тень? Самое простое объяснение: иначе его бизнес заканчивается, он разоряется, если будет честно платить все налоги.
Меня всегда поражало, что никто не удосужится смоделировать малый бизнес, просто обсчитать модель. И учесть все: входные параметры, стоимость сырья, стоимость рабочей силы, уплату налогов, оплату аренды и так далее. Учесть еще существующие официальные поборы. Обсчет приведет к тому, что все уйдет в минус. Получится, что практически любая деятельность будет убыточна.


- Поэтому и не считают.


- Да. Поэтому, между прочим, предприниматели и не платят налоги. Ведь все доходит до абсурда. Как требовать выхода из тени, когда концы с концами не сходятся.
Очень редкие производства могут честно платить налоги: алкоголь, нефтянка – и то там не все так просто. А малый бизнес обычно низкорентабелен, он тут же превращается в убыточный.
Так что, прежде, чем говорить о помощи малому бизнесу, о бизнес-инкубаторах и прочем, нужно просто и создать соответствующую законодательную базу, и, главное, заставить выполнять требования закона.
И тогда малый бизнес (и не только он) сможет свободно вздохнуть. А затем уже все остальное.

На этом наша беседа с Михаилом Вириным не закончилась, и ее вторая часть будет опубликована на нашем сайте в самое ближайшее время.


Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости