После известного заявления президента России о необходимости всемерной поддержки инновационного бизнеса эта тема сразу оказалась в центре внимания. В одной из работ, исследующих вопросы взаимоотношений государства и бизнеса, принимает участие НИСИПП. Мы обратились к одному из экспертов института – Александру Шамраю - с просьбой рассказать об этих исследованиях.
- Александр, Вы начинаете сейчас заниматься работой по инновационному бизнесу.
- Да.
- Что входит в задачи этой работы?
- В первую очередь, мы должны описать инфраструктуру, действующую в Москве и занимающуюся поддержкой малых предприятий, занятых в научно-технической сфере. При этом акцент делается на финансовую поддержку.
Основной же задачей проекта является выявление новых механизмов поддержки малого бизнеса в инновационной сфере, которые смогли бы привлечь как средства московского бюджета, так и средства коммерческих организаций.
- А в Москве сейчас много малых и средних предприятий, чья деятельность может быть отнесена к инновационному бизнесу?
- Цифра немалая, но, поскольку это направление приоритетное (все-таки наукоемкая продукция) при разработке планов социально-экономического развития, ресурс еще далеко не исчерпан. Желательно, чтобы их было гораздо больше.
- В каких сферах работают в основном эти фирмы?
- Преимущественно это сфера информационно-коммуникационных технологий. Надо сказать, что это одна из немногих сфер, где бизнес может стартовать сам. Там, где нужны серьезные стартовые исследования, какие-то разработки – в этих сферах работает меньше малых предприятий.
-Речь идет о необходимости иметь первоначальный капитал?
- Не только. Кроме этого необходимо время на раскрутку, на сами исследования, на патентование, закрепление прав на интеллектуальную собственность. Это все уже сложнее.
- А кому тогда не нужны ни раскрутка, ни патентование? Тем, кто собирает компьютеры из импортных деталей?
- Вообще-то раскрутка нужна всем. Просто есть отрасли с большей и меньшей долей стартовых издержек.
- Если верить журналу «Эксперт», то единственная область в наукоемком инновационном бизнесе – это занятие написанием программ. И фирмы, работающие в этой сфере, бурно развиваются, поскольку работают на западных потребителей. Все же остальные сферы только-только развиваются.
- Можно сказать и так. И задачи нашего проекта в том, чтобы помочь этому развитию.
- А чего вы хотите от правительства Москвы?
- В первую очередь, изменения некоторых подходов в поддержке инновационного бизнеса. В частности сейчас планируется увеличение финансирования, и правительство Москвы ищет пути обоснования этого увеличения, чтобы не войти в противоречие с федеральным и городским законодательством.
Надо отметить, что московское правительство само настроено достаточно инициативно.
- Но для того, чтобы помогать инновационному бизнесу, его, прежде всего, надо обеспечить заказами. Нужен спрос на наукоемкую продукцию.
- В самой концепции поддержки инновационного бизнеса заложено положение о том, что все научно-технические идеи должны быть коммерциализированы. Они должны быть экономически эффективны. Должны развиваться именно те фирмы, которые могут не только предложить некую инновацию, провести исследование и начать производство. А рядом должны быть и те фирмы, которые потом смогут найти спрос на эту продукцию.
У нас в стране работает фонд поддержки малых предприятий в инновационной сфере (Фонд Бортника). Там существуют солидные комиссии, которые рассматривают бизнес-планы с и точки зрения научно-технической, и с точки зрения эффективности. Пытаются прогнозировать экономическую отдачу. Эти люди знакомы с рынком, и деньги в пустоту давать не будут.
Фонд Бортника финансирует предприятия и на паях с заинтересованными структурами – теми, кто готов платить за необходимые для него разработки или продукцию. И это – достаточно перспективное направление. Московское правительство тоже сотрудничает с Фондом Бортника в деле софинансирования проектов.
Мы в своем исследовании в частности хотим выяснить, какие существуют ограничения на более активное участие правительства Москвы в подобных проектах.
Так сейчас в первый год существования проекта Фонд Бортника выделяет на него 750 тысяч рублей, а правительство Москвы – 250 тысяч. Почему бы, например, не увеличить общую сумму таких проектов с миллиона рублей до полутора миллионов за счет увеличения доли московского правительства.
- А многим выделяется одновременно такое финансирование?
- По линии Фонда Бортника – до 400 проектов по одной из их программ, занимающейся конкретно малым бизнесом. Но есть еще и программа «Темп», помогающая малым предприятия покупать новые технологии (именно не разрабатывать, а приобретать). По этой линии проектов меньше, поскольку суммы гораздо значительнее. Но в общей сложности достаточное количество проектов. Мы считаем: если увеличить финансирование каждого отдельного проекта, улучшится общее качество. Тем более, если давать больше денег, увеличится и заинтересованность в анализе качества самих проектов. А дополнительный контроль не повредит.
Есть еще момент: у Фонда Бортника есть ограничение по количеству московских проектов – их не должно быть больше половины. И здесь свое слово должно сказать московское правительство.
- А Вам не кажется, что сумма в 25-30 тысяч долларов не решит проблемы становления высокотехнологичных производств?
- Но это – сумма на первый год. Это время, когда команда не отвлекается от предыдущего места работы (НИИ, университетов). Они занимаются только разработкой. А производство, требующее аренды помещений и прочих затрат, начинается позже – во второй, третий год проекта. Тогда поступают дополнительные средства. Правда, сумма на три года и ограничена четырьмя миллионами рублей. Но, во-первых, это лучше, чем ничего, во-вторых, мы сейчас и работаем для того, чтобы в ближайшем будущем финансирование инновационных проектов увеличилось.
Беседовал Владимир Володин